На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 940 подписчиков

Свежие комментарии

Как снимали “Кавказскую пленницу”

Почти полвека назад Алушта на три месяца стала базовым лагерем для съемочной группы “пленницы” – с 1 июня по 31 августа 1966 года. Любимцев публики – Юрия Никулина, Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Александра Демьяненко – можно было увидеть на прогулке по набережной или за столиком в ресторане. Для жителей города “Кавказская пленница” в буквальном смысле народное кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло почти полтысячи лиц и спин местных жителей.

А 3 апреля 1967 года в Москве состоялась премьера одной из самых любимых комедий СССР.

5

Источник: rg.ru

 

В общении с алуштинцами удалось узнать, что простому шоферу Ивану Иванченко (его уже нет с нами) пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова.

- Невероятной силы был мужик! – вспоминает краевед Александр Перченко. – Он водителем был, мог свой “ГАЗ-51″ приподнять. И вот именно он – в шлеме и полосатой майке Бывалого – вносит через ворота во двор Крапивных холодильник – часть калыма за Нину. Потом и лицо его в нескольких эпизодах мелькает – он выделяется своей мощной фигурой из толпы.

Место первой встречи Нины с Сааховым – напротив ворот, куда Юрий Никулин загонял баранов, – одно из самых популярных у фанатов картины. Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного.

- Летом постоянно слышим, как народ фотографируется и напевает “хали-гали”, – говорит хозяйка дома Надежда Крапивная. – У нас тогда, летом 66-го, три дня снимали дома. Им понравились ворота наши, только они сами навес приделали. Моя мама даже угощала всю троицу – они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала.

А вечерами вся троица – Трус, Балбес и Бывалый – ходила смотреть футбол домой к заведующей гостиницы “Таврида”.

– Тогда же телевизор был еще редкостью в городе, – вспоминает жительница Алушты Светлана Иванова. – А тем летом как раз транслировали из Англии матчи чемпионата мира, и вот они не пропустили ни одной игры.

Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус (Георгий Вицин) пересчитывает не своими руками!

- Это руки моего дедушки, – рассказывает сотрудник Краеведческого музея Александр Муравский. – Он работал в Госбанке. И ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед, и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка “ПАША”. На стоп-кадре можно разглядеть – ее заретушировали, но фрагменты все равно видны.

В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов.

- Леонид Иович заметил меня в ресторане “Волна”, – вспоминает он. – Мы отмечали там свадьбу нашего друга и выходили танцевать, тогда в моде был твист. А Гайдай с Моргуновым и Вициным ужинали за соседним столиком и наблюдали за происходящим.
Режиссер сам подошел к фактурному парню и пригласил поучаствовать в съемках.

- У меня было два съемочных дня, за которые я получил по 10 рублей, – смеется Муханов. – Когда мне приклеили усы, Гайдай посоветовал: “Будь собой – тебе не надо притворяться грузином” и пошутил по поводу рубля: “Не вздумай украсть – он поддельный!” Этот рубль я отдал Вицину, причем в фильм вошел тот дубль, где я его случайно выронил, а всего было шесть попыток.

Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек – Николай Орестович Попов. В эпизоде с домино он подает успокоительные таблетки старичку в очках (кстати, это один из авторов сценария фильма – Морис Слободской), который очень боится проиграть свою партию Балбесу.

- Это мой папа, – говорит Лия Попова. – Его в городе знали все, потому что он много лет подряд перед сеансами играл на фортепиано в кинотеатре “Шторм”. Тогда ему было уже 78 лет. Снимался он в своей клетчатой рубашке и любимой белой шляпе – сам упросил съемочную группу, чтобы его не переодевали, и шутил: “Я вам дам за это 20 копеек”.

Именно в Крыму появилась еще одна знаковая советская деталь – фигурка оленя на капоте.

- Мы ездили за ней в Симферополь, – вспоминает Лузанов. – И там на толкучке купили оленя от “Волги” ГАЗ-21 за 25 рублей. Я даже подумал, что за такие деньги мог бы и сам его сделать – у меня алюминий был.

На съемках их в распоряжении Александра Демьяненко было два осла. Причем разной масти и разного пола. Тот, что потемнее и с белыми “очками”, задействован во всех сценах, связанных с передвижением на тропах и по шоссе, а та, что светлее – серая с белой мордой, снималась во всех статичных эпизодах. Это ослица по прозвищу Люся, которая долгие годы жила в Симферопольском зооуголке.

Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. Дом бракосочетания, где нетрезвый Шурик пытаясь записать здравицу – “Не рассчитал свои силы… И мы имеем дело с несчастным случаем на производстве”, на самом деле – здание городской станции переливания крови. А настоящий Алуштинский ЗАГС в фильме – это милиция, куда спешит Шурик сообщить о похищении Нины. Эпизод с администратором гостиницы (Михаил Глузский) – “Птичку жалко!” – снимали на турбазе “Юность”. Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня. Знакомство и застолье с кунаками – “Кергуду! Бамбарбия!” – происходило в зале ресторана “Солнечный”. Сейчас это ночной клуб Underworld. Сцену, где Бывалый преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы “Чайка”.

Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое и Куйбышево. В десятках фрагментов на фоне виднеются горы – очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Кстати, в мешке кунаки-разбойники несут уже не Варлей, а мужика из съемочной группы.

Погоню снимали на старом шоссе Алушта – Судак, когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. А вот уснувший за рулем машины Бывалый (а вернее, его дублер, Моргунова после одного скандала Гайдай отстранил от съемок) едет по сосняку в районе Никиты. А заканчивается все на Ай-Петри. Там машина застывает на краю пропасти, и Шурик успевает достать из нее связанную Нину. Весь транспорт в кадре тоже с крымскими номерами – “скорая”, увозившая пьяного Шурика (84-95 КРП), и рефрижератор, где замерзала троица (36-87 КР). Отметился в кадре и Симферополь. Съемки улицы у “психбольницы” проходили там вдоль забора консервного завода им. 1 Мая.

Так что вопреки авторскому замыслу комедии, ее по месту съемок можно было бы назвать “Крымской пленницей”. Фильм Леонида Гайдая практически весь снят в Крыму. Кавказа там совсем чуть-чуть – съемочная группа выезжала на три дня в окрестности Сочи, где на реке Мзымта снимали “сплав Шурика в спальном мешке в бурных водах”.

За первый год проката в кинотеатрах СССР ее посмотрели 76,5 млн зрителей! Практически каждый третий житель Советского Союза. Это четвертый результат в истории отечественного кино – после фильмов “Пираты ХХ века” (1980) – 87,6 млн, “Москва слезам не верит” (1980) и еще одной комедии Гайдая “Бриллиантовая рука” (1969) – 76,7 млн.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх