«Взрывной» Dragon и запоздалый Boeing: кто первым сменит «Союз»

Сейчас «Союз» – единственный пилотируемый российский космический корабль. И единственное средство доставки экипажей на борт Международной космической станции. При этом сказать, что «Союз» – идеальный космический корабль, нельзя, что связано, в том числе, со стесненными условиями для экипажа. Сказать, что он очень дешевый – тоже. Цена космических путешествий вообще упрямо растет вверх.

 

За минувшие десять лет полеты на орбиту на кораблях серии «Союз» выросли для американских астронавтов в четыре раза – с 21,8 миллионов долларов за одного человека до почти 82 миллионов.

Но выбор не велик, мягко говоря. Последний полет американский «Спейс шаттл» выполнил в 2011 году, а у Европы своих пилотируемых космических кораблей как не было, так и нет.

История с американским челноком вообще показательна: то, что создавалось как «дешевый многоразовый корабль» вышло дорогим, избыточно мощным и, по сути, почти ненужным для решения текущих задач, таких как доставка пары-тройки астронавтов на борт МКС. Или возврат их обратно на Землю.

При этом наивно полагать, что «Союз» будут эксплуатировать в 20-е с такой частотой, как сейчас. Корабль, созданный в 60-е, не очень вписывается в реалии нашего времени. Но самое главное – у него имеются серьезные конкуренты. Поговорим про преимущества и недостатки программ создания перспективных космических кораблей в их сегодняшнем виде.

Crew Dragon

Данный корабль также знают под наименованием Dragon или Dragon V2. Название хорошо передает суть: перед нами пилотируемая версия давно введенного в эксплуатацию компанией SpaceX грузового «Дракона». Успешно выполняющего рейсы на МКС и являющегося единственным грузовым космическим кораблем современности, способным доставлять грузы с МКС обратно на Землю.

Преимущества. Главное преимущество Dragon V2 – более высокие, чем у «Союза», возможности. Как-никак «Дракон» сможет брать на борт до семи человек, вместо трех (требуется ли это в рамках нынешних реалий обслуживания станции – другой вопрос). В любом случае, Crew Dragon намного более просторный аппарат, что тоже немаловажно. А еще для его вывода на орбиту намерены применять успешно себя зарекомендовавшую Falcon 9. Не стоит забывать и про частичную многоразовость, которая позволит применять капсулу повторно для полетов астронавтов. В теории это будет еще одним успехом для SpaceX, делающей особую ставку на многоразовом использовании своих компонентов. Еще один несомненный успех: Crew Dragon уже летал на МКС и вполне успешно. Правда, первый полет выполнили без экипажа.

Недостатки. Очевидная «сырость», свойственная, впрочем, всем новым космическим кораблям. Это вынуждает сдвигать сроки испытаний. Напомним, что первый пилотируемый полет в рамках миссии SpaceX DM-2 на Crew Dragon должен состояться не ранее конца текущего года. Его хотели выполнить в июле, но планы спутала авария. 21 апреля 2019 года испытания двигателя космического корабля Crew Dragon завершились мощным взрывом и полным разрушением Dragon V2, который почему-то в самой SpaceX упорно называли «аномалией».

Причиной, как потом оказалось, стала система запуска двигателей SuperDraco, которые нужны для аварийного спасения и управляемой посадки. На практике это означает, что примерно год «Союз МС» еще будет нужен США, как воздух. Ведь пока что «второй» Dragon – единственная реальная альтернатива ближайшего будущего.

Boeing CST-100 Starliner

Менее известный, но не менее знаковый в масштабе всего мира перспективный американский космический корабль. Разработчик – Boeing.

Преимущества. В целом, похожи на таковые в случае с Dragon V2: аппараты довольно близки, чисто концептуально. В идеале CST-100 должен стать экономичным частично-многоразовым кораблем, который сможет доставить на борт МКС до семи человек экипажа. Простор и комфортность должны неизменно выделять корабль на фоне аппаратов минувших лет. В качестве носителя видят ракету Vulcan, которая будет использовать «модный» метановый двигатель, а именно – BE-4.

Недостатки. Частично проистекают из плюсов. Ракеты Vulcan пока что нет, как нет и метанового двигателя, хотя оба компонента системы активно разрабатывают. В целом, налицо существенное отставание от SpaceX. Если у Crew Dragon на счету есть один полет к МКС, то CST-100 только предстоит его выполнить. И только потом можно будет рассчитывать на первый полет с экипажем. Не так давно Boeing сообщила об очередном переносе: теперь он должен состояться не весной, а в августе 2019-го. Запуск с экипажем – не раньше ноября текущего года, а, скорее всего, это случится не ранее 2020-го. Однако может произойти «чудо» и Boeing в теории может обогнать «Дракона» в конкурентной борьбе: масла в огонь подлил упомянутый выше взрыв капсулы Crew Dragon. К слову, у Boeing тоже все далеко не безоблачно, в 2018 году появились данные о проблемах во время тестового прожига четырех двигателей системы аварийного спасения, результатом чего стала утечка гидразина и очередные переносы сроков испытаний.

Большие амбиции – большие трудности

Словом, создатели CST-100 и Crew Dragon пока что имеют все основания верить в успех, а трудности, с которым они столкнулись, едва ли могут существенно отодвинуть даты первых стартов. Конечно, после ввода в строй новых кораблей Россия не откажется в одночасье от «Союз МС», но перед ведомством Дмитрия Рогозина встанут неудобные вопросы. Ведь в случае успеха заокеанских партнеров «Союз» останется инструментом конкретно российским, то есть – рассчитанным на доставку отдельно взятых экипажей на станцию. На практике это означает, что два/три члена экипажа уйдут в историю: если Россия и будет выводить кого-то на орбиту, то это, вероятно, будет один космонавт. Больше просто не нужно. Само собой, поддерживать пилотируемую космонавтику в таком виде долго никто не будет: это бессмысленно.

Еще более неоднозначно выглядят перспективы нового российского корабля «Федерация», который намерены впервые запустить в беспилотной версии примерно в середине 2020-х: аккурат к тому времени, когда от МКС вообще могут отказаться. То есть, зачем он нужен – пока что вообще не совсем понятно. Де-факто, «Федерация» – это не столько новый корабль, сколько задел на будущее и возможность чем-то занять специалистов космической индустрии, а для чиновников – еще и возможность на этом заработать.

Если «Федерация» и понадобится, то только для «лунных» проектов, в частности – для доставки грузов и экипажей на Lunar Orbital Platform-Gateway. Это новая условно международная станция, главную роль в создании которой будут играть Штаты. В отличие от МКС она будет располагаться на орбите Луны.

К слову, «сложные» лунные миссии США намерены решать при помощи еще одного перспективного корабля – «Ориона». Его не рассматривают в качестве конкурента «Союзу» и он не будет использоваться для полета на МКС. Первый пилотируемый старт «Ориона» рассчитывают выполнить примерно в середине 2020-х. В принципе, тогда же, когда и «Федерация». Но что-то подсказывает, что американский проект будет развиваться боле динамично, что, кроме прочего, связано с почти «фантастичным» стремлением Дональда Трампа вернуть американских астронавтов на Луну.

Автор: Илья Легат

 

Источник

Источник ➝

Голос из озера

Источник фото: https://yandex.com/collections/card/5d8f434c51aa9058876b5b87/
Источник фото: https://yandex.com/collections/card/5d8f434c51aa9058876b5b87...

 

В поисках домика для летнего отдыха Ольга с мужем объехали немало подмосковных деревень и сел. Но с покупкой не складывалось, будто мешало что-то свыше. Несколько удачных сделок сорвались в самый последний момент в силу разных обстоятельств.

Приехав на осмотр в очередной раз, супруги влюбились в деревушку под названием Новоселка с первого взгляда. Особенно Анатолий, муж Ольги.

Тихая деревушка в стороне от шумной трассы утопала в яблоневом цвету.

Домик на окраине соседствовал с небольшим озером, по берегам которого росли ивы. Ветви ив склонялись к воде и будто нашептывали что-то.

После беглого осмотра участка с обычным бревенчатым домом, не сговариваясь, хором сказали, что согласны на покупку. Хозяйка, пожилая женщина, вздохнула с сожалением. Не хотела продавать, да сестра к себе на юг переманила.

Сразу после покупки за дело взялись, в огороде кое-что успели посадить, дом подремонтировали.

Почти все лето там и прожили. Радовались покупке от души.

А в середине августа заметила Ольга, что с супругом что-то странное происходит. Плохо спать стал, по ночам вставал по нескольку раз. К окну подходил и смотрел на озеро подолгу.

На вопросы жены отшучивался, мол, приснилось ей. Спал отлично, не вставал.

Однажды ночью Ольга проснулась будто от толчка. Увидела, что муж из комнаты выходит. Окликнула, но он не отреагировал.

Подождала, слышит, дверь входная хлопнула. Наверно, по нужде пошел. Только на сердце неспокойно стало, тоскливо как-то...

Не раздумывая, Ольга халат накинула и следом за Толей из дома выскочила.

Метнулась туда-сюда, нет его у дома, в туалете свет не горит.

Хорошо, ночь лунная была. Мужа Ольга за забором заметила, на тропинке к озеру. Побежала, кричит, а он будто не слышит.

Так в комнатных тапках за ним по тропе и рванула. Нагнала у самого берега, за руку схватила. Тут он очнулся как будто.

За руку, как дитя малое, домой привела.

На расспросы Анатолий неохотно отвечал сперва. Потом за голову взялся.

-Не верил никогда в жизни ни в какую мистику. А теперь каждую ночь зовет меня голос, знакомый до боли. А чей именно, вспомнить не могу спросонья. Вот и хотел посмотреть, кто это.

-Кто тебя ночью из озера звать может, сам подумай!

В ту ночь так и не уснули. Днем Ольга пошла по деревне в поисках коренных ее обитателей. Мало их осталось, больше дачников.

Нашла старушку, которая всю жизнь в Новоселке прожила. Та лишь плечами пожала на вопрос про озеро. Всякое, мол, болтали раньше. И что русалки там плещутся в полнолуние, и что сокровища на дне несметные спрятаны. Обычные байки, как и везде, где водоем есть.

Потом вспомнила, что муж бывшей хозяйки того дома, что Ольга с мужем купили, вроде как пропал без вести. Только давно это было. Может и утонул...

Ольга твердо решила продать дачу. После сбора небольшого урожая.

Наблюдая за мужем, все больше убеждалась в том, что решение правильно приняла. Супруг вялый стал, интерес к жизни будто утратил.

Работая в огороде, постоянно на озеро поглядывал.

В сентябре урожай в город увезли и сами в квартиру перебрались. Ольга объявление дала о продаже. Жизнь потихоньку в привычную колею вошла.

А поздней осенью, когда лег на землю первый снежок, Анатолий пропал. Пошел за продуктами в магазин, буквально пару шагов от дома. И не вернулся.

В магазине продавец неуверенно сказал, что не был он сегодня. Проведя бессонную ночь, утром Ольга на такси помчалась на дачу. Снег выпавший накануне, почти растаял. Он лежал лишь на траве. Под ивами, давно сбросившими листву, Ольга увидела следы. Они вели в воду, озеро замерзнуть не успело.

Поиски тела результата не дали. Весной Ольга продала дом первым же покупателям. Когда показывала участок, услышала голос мужа. Он звал ее со стороны озера...

Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года

Русская деревня больше ста лет назад — это о каторжном труде, сверхчеловеческих усилиях, невероятной силе воли и удивительной красоте. Эти снимки были сделаны этнографом Михаилом Круковским в самом конце девятнадцатого столетия. Нынешние технологии позволили перевести эти кадры в цвет, и сегодня мы можем увидеть, как выглядела типичная русская деревня больше 120 лет назад.

Период на сломе 19 и 20 столетий стал золотым временем для наших этнографов и фотографов. Одним из них был Михаил Круковский, не обладавший ни высокими званиями, ни специальным образованием.

Во время своих путешествий по России этот человек учился жизни у собственных соотечественников, вдохновлялся их бытом и трудом, старался передать это на снимках. Он стал истинным поклонником и фотографом народной русской культуры.

В результате поездок Круковского рождались не просто описания этнографических деталей повседневной жизни россиян, но скорее изучение эмоциональной составляющей повседневности местных жителей. Он снимал города, села, захватывающие пейзажи и людей, населявших все самые отдаленные края огромной страны.

Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года

Источник: https://travelask.ru/blog/posts/22029-prekrasnye-redkie-tsve...

Картина дня

))}
Loading...
наверх