На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

«Слава и трагедия Русского флота»

За период русско-японской войны подвиг, подобный «Варягу» и «Корейцу», совершили экипажи еще более десяти русских кораблей.

О подвиге крейсера «Варяг» в силу ряда обстоятельств узнал весь мир. Менее известна широкой публике судьба ряда кораблей, принявших бой в гораздо более трагической ситуации. Если у моряков «Варяга» и «Корейца» был за спиной условно нейтральный порт, куда можно было отступить, интернироваться и спасти большую часть раненых, то у экипажей «Светланы», «Дмитрия Донского» и «Рюрика» такой возможности не было. Им оставалось или спустить флаг или принять бой и смерть в открытом море.

 

Бронепалубный крейсер 2-го ранга «Новик».
Бронепалубный крейсер 2-го ранга «Новик». Источник: warfields.ru

 

Один из самых известных кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. «Новик» был построен в Германии и по внешнему виду представлял значительно увеличенный в размерах миноносец. Главный калибр корабля составляли шесть 120-мм орудий — это вооружение слабее, чем у большинства крейсеров, но, благодаря высокой скорости (25 узлов), хорошей подготовке экипажа, «Новик» успешно участвовал практически во всех значительных морских боях у Порт-Артура. После боя в Желтом море 28 июля 1904 года «Новик», в отличие от большинства других кораблей русской эскадры, вернувшихся в Порт-Артур, предпринял попытку прорыва во Владивосток вокруг Японии. Однако, во время перехода русский корабль был замечен с японского маяка. Зашедший для получения угля в пост Корсаков на Сахалине «Новик» оказался блокированным японскими крейсерами, а изношенные машина не позволяли дать полный ход. 7 августа 1904 года в бою с более мощным крейсером «Цусима» (вес бортового залпа 210 кг. против 88 кг. у «Новика») русский крейсер заставил противника отойти, но и сам получил серьезные повреждения. После подхода к месту боя крейсера «Читосе» русский корабль был затоплен в заливе Анива. С крейсера была снята часть артиллерии, которая затем использовалась при обороне Сахалина, а имя легендарного корабля получила целая серия самых известных эсминцев русского флота.

 

Крейсер 1-го ранга «Светлана».
Крейсер 1-го ранга «Светлана». Источник: goodfon.ru

 

Крейсер «Светлана» был построен во Франции. Бронепалубный крейсер 1-го класса изначально строился во Франции как вооруженная яхта Великого князя Алексея Александровича, отличаясь шикарной отделкой внутренних помещений и участие корабля в боевых действиях не предполагалось. Хотя, для своего относительно небольшого водоизмещения «Светлана» имела сильное вооружение из шести 152 мм орудий и десяти 47-мм скорострельных пушек системы Гочкиса. Впоследствии, вооружение было усилено установкой еще четырех 75 мм орудий. С началом русско-японской войны крейсер был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и совершил тяжелый переход с Балтики на Дальний Восток. В первый день Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер получил значительную пробоину в носовой части, а скорость упала до 10 узлов. Утром 15 мая «Светлана», на которой из-за сильного крена могли действовать только два кормовых 152 мм орудия и подходили к концу снаряды, приняла бой с японскими легкими крейсерами «Отова» и «Нийтака». Согласно японскому официальному описанию боевых действий на море в результате попадания двух снарядов со «Светланы» в крейсер «Отова», японцы потеряли 5 человек убитыми и 23 ранеными. Когда закончились снаряды и бой превратился в расстрел русский крейсер был затоплен экипажем. Мстя за отчаянное сопротивление экипажу русского корабля, крейсер «Отова» прошел через находившуюся в воде группу русских моряков, сминая корпусом и винтами людей. Всего со «Светланой» в Цусимском бою погибли 167 русских матросов и офицеров. Имя героического корабля получила серия русских легких крейсеров, часть из которых была введена в строй лишь в советское время и отличилась в ходе Великой Отечественной войны (гвардейские крейсеры «Красный Крым» и «Красный Кавказ»).

 

Броненосный крейсер «Рюрик».
Броненосный крейсер «Рюрик». Источник: wikiwand.com

 

Броненосный крейсер «Рюрик» стал первенцем в серии из трех броненосных крейсеров — истребителей торговли «Рюрик» — «Россия» — «Громобой». Все три корабля отличались хорошей мореходностью и были предназначены для длительного автономного нахождения на коммуникациях противника. Недостатком кораблей стало бортовое, а не башенное расположение артиллерии главного калибра из четырех 203 мм орудий, что сыграло не последнюю роль в тяжелом бою в августе 1904 г. В период русско-японской войны все три корабля вместе с крейсером «Богатырь» составили знаменитый Владивостокский отряд крейсеров, известный как «эскадра-невидимка» В начале войны «Рюрик» успешно действовал на японских коммуникациях, уничтожая военные транспорты и торговые суда. В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе (у Фузана) получил значительные повреждения от огня броненосных крейсеров противника, а затем был атакован двумя японскими бронепалубными крейсерами «Нанива» и «Такачихо». Потерявший практически всю артиллерию, корабль в течение часа вел неравный бой и был затоплен после того, как все средства сопротивления были исчерпаны вплоть до попытки тарана и применения торпед. Это был единственный бой, отмеченный использованием торпедного оружия крупным русским кораблем в войне 1904 — 1905 гг. Имя героического корабля было передано крейсеру Балтийского флота периода Первой мировой войны.

 

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской». <br> 
Броненосный крейсер «Дмитрий Донской». Источник: tass.ru

Во время русско-японской войны старый тихоходный броненосный крейсер был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Тем не менее, крейсер имел хорошую броневую защиту и перед походом был перевооружен новой артиллерией. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 г. старый крейсер мало интересовал японцев, серьезных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая «Дмитрий Донской» был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырех миноносцев. Примечательно, что японской эскадрой командовал вице-адмирал Уриу, который ранее безуспешно пытался принудить к сдаче крейсера «Варяг» и «Рюрик» и тут лишился, казалось бы, верной добычи в третий раз. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь. Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования (был поврежден флагманский «Нанива»), но и сам получил серьезные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет. «Дмитрий Донской» стал последним из числа русских кораблей, погибших в Цусимском бою.

 
 
Источники
  1. Емелен А. Ю. Крейсер «Новик». Истребитель истребителей. М., 2014.
  2. Мельников Р. М. «Рюрик» был первым. Л., 1989.
  3. Мельников Р. М. Крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донкой». СПб., 1995.
  4. Описание боевых действий на море в 37-38 гг. Мейдзи. СПб., 1910.
  5. Старшов Ю. В. Русско-японская война. Словарь-справочник. М., 2004.
  6. Фото анонса и лида: war-book.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх