Таблички с письменами Ронгоронго — культурное наследие аборигенов острова Пасхи

 

Как сказал Фридрих Иоганнес, практически нет надежды на то, чтобы понять смысл рапануйского письма -говорящих дощечек с острова Пасхи. Упомянутые деревянные таблички с письменами аборигенов называются ронго-ронго. Еще эти таблички известны под названием кохау ронго-ронго (Rongo rongo). Сделаны дощечки из дерева торомиро.

Музеи мира могут похвастаться многими историческими ценностями, но табличек ронго-ронго осталось всего 2 десятка. В это количество культурной ценности острова Пасхи входит надпись, выполненная на жезле, еще две надписи были сделаны на нагрудном украшении пасхальных жрецов, называемом реи миро.

Обнаружены еще две надписи, сделанные на фигуре Тангата Ману и табакерке.

ИСТОРИЯ КОХАУ РОНГО-РОНГО

К величайшему сожалению, практически не осталось аборигенов, умеющих читать таблички ронго-ронго. В 1862 г. работоспособное население острова Пасхи было вывезено в рабство в Чили. Здесь были и люди, умеющие читать кохау ронго-ронго. В 1864 г. епископ Эжен Эйро впервые обнаружил на острове Пасхи деревянные таблички, которые имелись практически в каждом доме. Но к удивлению епископа почти не было людей, умеющих читать эти загадочные ронго-ронго.

Как писал епископ вышестоящему начальству, в каждом доме были или деревянные таблички, или жезлы, украшенные различными символами. Это и фигуры животных, и неизвестные символы, и геометрические или символические иероглифы. Всего насчитывается порядка 800 знаков. У каждой фигуры или начертания имеется название. Однако жители острова Пасхи практически не придавали значения этим дощечкам, поскольку хранили их по привычке. Аборигены в принципе не умели читать и писать, а знаки, выгравированные на жезлах, дощечках и других предметах, считаются остатками примитивного письма.

По мнению некоторых ученых, католические миссионеры, прибывшие на остров после епископа, сделали все, чтобы сжечь письменные свидетельства варварства аборигенов. Епископ Тепано Жоссан с острова Таити был последним человеком, который видел загадочные ронго-ронго. По его словам, он считает, что таблички открыты именно им, поскольку он сохранил все их экземпляры. Он сохранил их, поскольку считал ключом от загадки.

Конечно, мало кто верит в такой поворот событий, но Тепано Жоссан действительно был одним из последних, кто видел таблички и сохранил их. Однако некоторые ученые надеются, что в тайных пещерах пасхальцев все же осталось некоторое количество кохау ронго-ронго. Хочется отметить, что, судя по сведениям из литературы, пасхальцы продавали только копии дощечек. На просьбы показать оригиналы ронго-ронго, аборигены неохотно делали это. Можно сделать вывод, что дощечки были очень важны для местных жителей.

По предположениям, первые иероглифы ронго-ронго были сделаны в Южной Америке и завезены на остров Пасхи индейцами. Это предположение вызвало множество нареканий со стороны противников данной гипотезы.

 

РАСШИФРОВКА РОНГО-РОНГО

Когда Тепано Жоссан попросил молодого островитянина Меторо прочитать одну из табличек, Меторо начал петь. Что интересно, первая строка читалась слева направо, вторая же – справа налево. По ассоциациям аборигенов, это сравнимо с животным, вспахивающим поле. Такой вид чтения называется бустрофедон. Это слово образовано от двух слов, перевод которых означает «осел» и «поворачиваться».


Письменность Ронго-Ронго

Жоссан предположил, что Меторо поет религиозный гимн. Однако когда епископ попросил перевести некоторые символы, островитянин сказал примерно следующее: «это – птица», «это – рыба». Естественно, епископ был крайне разочарован.

Несмотря на это, епископ составил список рапануйских знаков, ставших ему известными. Опубликовал он свою работу в брошюре на 30 страницах. Это совершенно не помогло исследователям в разгадке дощечек, однако польза от трудов Жоссана все же была. Он узнал, что умельцы декларировать подобные тексты величались тангата ронго-ронго. Это ремесло было доступно только для сыновей знатных особ племен острова.

Со времен XIX в. многие ученые пытались расшифровать символы ронго-ронго. Частично это удалось сделать И.К. Федоровой в 90-х гг. XX в.. Кроме Федоровой исследованием загадочных табличек были заняты Т.Бартель, Н.А. Бутинов, Ю.В. Кнорозов и др. Все ученые внесли непомерный вклад в разгадку кохау ронго-ронго.


Так, Бартель стал автором классификатора графем и иероглифов, включающих 170 символов и порядка 2000 сочетаний этих символов. Федорова опубликовала 2 книги и 2 тома переводов дощечек ронго-ронго, а также стала автором нескольких статей. По ее мнению, дощечки ронго-ронго относятся к петроглифике острова Пасхи.

Однако лингвисты Поздняковы опровергли результаты Федоровой и Бартеля. По предположению Поздняковых, алфавит ронго-ронго состоит всего из 52 знаков. Все они прекрасно сочетаются с количеством слогов в языке рапануйцев, который не отличается особым разнообразием и богатством фонетического запаса.
Источник

Источник ➝

Голос из озера

Источник фото: https://yandex.com/collections/card/5d8f434c51aa9058876b5b87/
Источник фото: https://yandex.com/collections/card/5d8f434c51aa9058876b5b87...

 

В поисках домика для летнего отдыха Ольга с мужем объехали немало подмосковных деревень и сел. Но с покупкой не складывалось, будто мешало что-то свыше. Несколько удачных сделок сорвались в самый последний момент в силу разных обстоятельств.

Приехав на осмотр в очередной раз, супруги влюбились в деревушку под названием Новоселка с первого взгляда. Особенно Анатолий, муж Ольги.

Тихая деревушка в стороне от шумной трассы утопала в яблоневом цвету.

Домик на окраине соседствовал с небольшим озером, по берегам которого росли ивы. Ветви ив склонялись к воде и будто нашептывали что-то.

После беглого осмотра участка с обычным бревенчатым домом, не сговариваясь, хором сказали, что согласны на покупку. Хозяйка, пожилая женщина, вздохнула с сожалением. Не хотела продавать, да сестра к себе на юг переманила.

Сразу после покупки за дело взялись, в огороде кое-что успели посадить, дом подремонтировали.

Почти все лето там и прожили. Радовались покупке от души.

А в середине августа заметила Ольга, что с супругом что-то странное происходит. Плохо спать стал, по ночам вставал по нескольку раз. К окну подходил и смотрел на озеро подолгу.

На вопросы жены отшучивался, мол, приснилось ей. Спал отлично, не вставал.

Однажды ночью Ольга проснулась будто от толчка. Увидела, что муж из комнаты выходит. Окликнула, но он не отреагировал.

Подождала, слышит, дверь входная хлопнула. Наверно, по нужде пошел. Только на сердце неспокойно стало, тоскливо как-то...

Не раздумывая, Ольга халат накинула и следом за Толей из дома выскочила.

Метнулась туда-сюда, нет его у дома, в туалете свет не горит.

Хорошо, ночь лунная была. Мужа Ольга за забором заметила, на тропинке к озеру. Побежала, кричит, а он будто не слышит.

Так в комнатных тапках за ним по тропе и рванула. Нагнала у самого берега, за руку схватила. Тут он очнулся как будто.

За руку, как дитя малое, домой привела.

На расспросы Анатолий неохотно отвечал сперва. Потом за голову взялся.

-Не верил никогда в жизни ни в какую мистику. А теперь каждую ночь зовет меня голос, знакомый до боли. А чей именно, вспомнить не могу спросонья. Вот и хотел посмотреть, кто это.

-Кто тебя ночью из озера звать может, сам подумай!

В ту ночь так и не уснули. Днем Ольга пошла по деревне в поисках коренных ее обитателей. Мало их осталось, больше дачников.

Нашла старушку, которая всю жизнь в Новоселке прожила. Та лишь плечами пожала на вопрос про озеро. Всякое, мол, болтали раньше. И что русалки там плещутся в полнолуние, и что сокровища на дне несметные спрятаны. Обычные байки, как и везде, где водоем есть.

Потом вспомнила, что муж бывшей хозяйки того дома, что Ольга с мужем купили, вроде как пропал без вести. Только давно это было. Может и утонул...

Ольга твердо решила продать дачу. После сбора небольшого урожая.

Наблюдая за мужем, все больше убеждалась в том, что решение правильно приняла. Супруг вялый стал, интерес к жизни будто утратил.

Работая в огороде, постоянно на озеро поглядывал.

В сентябре урожай в город увезли и сами в квартиру перебрались. Ольга объявление дала о продаже. Жизнь потихоньку в привычную колею вошла.

А поздней осенью, когда лег на землю первый снежок, Анатолий пропал. Пошел за продуктами в магазин, буквально пару шагов от дома. И не вернулся.

В магазине продавец неуверенно сказал, что не был он сегодня. Проведя бессонную ночь, утром Ольга на такси помчалась на дачу. Снег выпавший накануне, почти растаял. Он лежал лишь на траве. Под ивами, давно сбросившими листву, Ольга увидела следы. Они вели в воду, озеро замерзнуть не успело.

Поиски тела результата не дали. Весной Ольга продала дом первым же покупателям. Когда показывала участок, услышала голос мужа. Он звал ее со стороны озера...

Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года

Русская деревня больше ста лет назад — это о каторжном труде, сверхчеловеческих усилиях, невероятной силе воли и удивительной красоте. Эти снимки были сделаны этнографом Михаилом Круковским в самом конце девятнадцатого столетия. Нынешние технологии позволили перевести эти кадры в цвет, и сегодня мы можем увидеть, как выглядела типичная русская деревня больше 120 лет назад.

Период на сломе 19 и 20 столетий стал золотым временем для наших этнографов и фотографов. Одним из них был Михаил Круковский, не обладавший ни высокими званиями, ни специальным образованием.

Во время своих путешествий по России этот человек учился жизни у собственных соотечественников, вдохновлялся их бытом и трудом, старался передать это на снимках. Он стал истинным поклонником и фотографом народной русской культуры.

В результате поездок Круковского рождались не просто описания этнографических деталей повседневной жизни россиян, но скорее изучение эмоциональной составляющей повседневности местных жителей. Он снимал города, села, захватывающие пейзажи и людей, населявших все самые отдаленные края огромной страны.

Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года Прекрасные редкие цветные фото русской деревни 1899 года

Источник: https://travelask.ru/blog/posts/22029-prekrasnye-redkie-tsve...

Картина дня

))}
Loading...
наверх