НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ: ЖИРНО НЕ БУДЕТ

Уж если делать культ из еды, то со всей одержимостью. Как это делают французы. Выращивая «жертвенных» птиц и поклоняясь их жирной печени. Несмотря на регулярные атаки защитников животных...

HEMIS_0875161.jpg

«Объесться фуа-гра — что может быть ужаснее?» — гладколицый француз с телосложением человека, отчаянно балансирующего на грани фитнеса и чревоугодия, погружает в рот кружок багета с ломтиком жирной печени (так переводится foie gras с французского языка). Его спутник кивает и делает знак продавцу приготовить еще один бутерброд.

Продавец, невидимый за стеной из консервных и стеклянных банок с надписью «фуа-гра», протягивает покупателям очередной кусочек на пробу.

Усилитель вкуса

Восемь утра. Рынок в перигорском городке Сарла-ла-Канеда только что открылся под гудение церковных колоколов. Вот уже больше 700 лет два раза в неделю торговые прилавки заполняют площадь перед городским собором. В стране, где монахи столетиями работали на передовой гастрономии и виноделия, еда и религия до сих пор идут рука об руку.

Традиция и консерватизм — универсальные ключи к пониманию Перигора. В 1790 году в регионе был образован департамент Дордонь, но услышать слово «Дордонь» на рынке невозможно. Все лучшее, что есть на прилавках, — обязательно «из Перигора». Никак не из этой надуманной властями Дордони.

SIM-513812.jpg

Козий сыр, обернутый в листья дикого каштана, колбасы из кабана, черные трюфели, горный мед, домашнее варенье, ликеры и вина, настоянные на перигорских грецких орехах, — судя по этикеткам и ярлыкам, уникальные вкусовые качества каждого товара подтверждены официально, и за технологией производства наблюдает непосредственно правительство Франции. А если послушать продавцов, поющих осанны неповторимому климату и географии Перигора, то кажется, что и Божий промысел направлен исключительно на создание особых условий для изготовления региональных продуктов. Прежде всего фуа-гра.

Прилавками с деликатесной печенкой оккупированы наиболее выгодные участки площади. Пирамиды одинаковых с виду баночек поблескивают на солнце. Покупать наобум не стоит. Если выбирать по цене, то за пару евро приобретешь не фуа-гра, а жестянку с гусиным жиром или фаршированной утиной шеей. Как и на любом французском рынке, главное — не торопиться и внимательно слушать продавца. Или покупателей-французов.

«Фуа-гра — усилитель вкуса, торжественное начало трапезы. Его надо есть по чуть-чуть, — двое французов, дегустирующих разные виды печени, методично движутся от прилавка к прилавку. — Не понимаю, как можно было изобрести такое блюдо, как турнедо Россини. Жаренный в масле филе-миньон, поджаренное фуа-гра сверху, черный трюфель. Столько сильных вкусов в одной тарелке. Перебор с усилением. Впрочем, Россини был не из аскетичных музыкантов».

Как на праздник

В отличие от тучного Россини, шеф-повар Жан-Филипп Дюпа подтянут и спортивен. Не так давно он начал работать в Петербурге, в ресторане отеля «Кемпински Мойка 22».

«Фуа-гра — тяжелая артиллерия, — говорит Жан-Филипп. — Поставь фуа-гра на стол — и гости, как правило, запомнят продукт, но не обратят внимания на кухню. Что обидно для шефа. Да и вообще деликатес не едят регулярно. Один-два раза в год по большим событиям. В Рождество, например. Потому что это символ роскоши и праздника».

GettyImages-117581459.jpg

Жан-Филипп поясняет, что в супермаркетах Франции можно найти дешевую утиную или гусиную печень, произведенную на большой фабрике, со всеми минусами «промышленной» еды. «Магазинная» печенка не идет ни в какое сравнение со свежим фермерским фуа-гра. «Это как заменить красной икрой белужью. И то и другое — икра рыбы. Но вкус и, соответственно, цена совсем разные».

Молча соглашаюсь. Недавно я выбросила в мусорное ведро 300-граммовую упаковку фуа-гра. Купленная из жадности на распродаже печень оказалась бруском не самого свежего «жира», по текстуре напоминающего застывшее топленое масло. В то же время я помню экстаз, испытанный в ресторане в Бордо, где местный шеф опалил сырой ломтик утиной печени на гриле, уложил на подсушенный белый хлеб и посыпал крупной солью.

«Превосходное фуа-гра сложно купить, но еще сложнее продать, — продолжает Жан-Филипп Дюпа. — Не так много людей способно оценить вкус благородной гусиной печени соответственно ее стоимости. Мне кажется, самый понятный вариант для новичка — террин. Свежее фуа-гра плотно укладывают в специальную форму, добавляют простые специи и хорошее вино и готовят на водяной бане. Это самый традиционный, проверенный веками деревенский метод».

ИСТОРИЯ
До самых печенок

Историю фуа-гра можно проследить на 4500 лет назад. Фрески с изображением процесса гаважа в египетском некрополе Саккара (в мастабе Ти) относятся к XXV–XXIV векам до н. э. Древнеримский политик Катон Старший во II веке до н. э. в трактате «Земледелие» составил письменные инструкции для усиленного кормления гусей. Сто лет спустя Гораций в «Сатирах» рассказал об ужине, где подавали печень гуся, откормленного спелым инжиром. В первом столетии нашей эры жирную гусиную печень, вымоченную в молоке с медом, упоминал Плиний Старший. Наиболее вероятно, что после падения Римской империи традицию производства деликатеса сохранили евреи. Они мигрировали от Западной к Восточной Римской империи и обратно в Европу вместе с крестоносцами. Так древняя кулинарная традиция оказалась в средневековой Франции, где уже с началом эпохи Просвещения фуа-гра стало национальным продуктом и символом королевской роскоши. В 1780-е годы появился рецепт паштета фуа-гра, придуманный, согласно легенде, шеф-поваром маршала Контада в Страсбурге (тот самый «Страсбурга пирог нетленный», упомянутый Пушкиным в романе «Евгений Онегин»). В 2005 году Национальное собрание Франции официально признало фуа-гра «частью культурного и гастрономического наследия».

Гусь в кукурузе

Птичья ферма Дени и Натали Мазе находится в шести километрах от Сарла-ла-Канеды. Приземистый каменный дом с красной черепичной крышей спрятан среди пшеничных и кукурузных полей. В тени ореховых деревьев спасаются от жары стайки горластых серых гусей.

Одетый по-летнему Дени встречает гостей в шортах и футболке с надписью agricool, которая в вольном переводе означает и «сельское хозяйство», и «фермерство — это прикольно». Дени на вид около 50 лет. Он бодр, весел и готов каждую минуту подшутить над туристами-горожанами.

«Гуси теперь редкость. Все выращивают уток. Всем подавай легкую жизнь. Мы покупаем однодневных гусят. — Дени показывает на пушистых птенцов. — И целый месяц боимся даже дышать на них, настолько они уязвимы. Те, у кого утки, умудряются даже выходные себе выкроить. С гусями ты работаешь без отдыха. Чтобы вырастить и выкормить эту птицу, нужно в полтора раза больше времени, чем для утки. Да мы живем вместе с гусями!»

 

Рабочий день Дени начинается в 5:00 и заканчивается ближе к 21:00. За год на ферме выращивают 1000 гусей и 500 уток. Это примерно 1500 кг фуа-гра. А еще это мясо, жир, пух и перья. «Мы перерабатываем птицу целиком. В дело идет все, кроме лап и голов. Грудки и ножки вялим, солим, готовим конфи. Шеи фаршируем. Птичьи скелеты наши покупатели берут для бульонов. Топим жир. Он незаменим для приготовления многих традиционных блюд. Пух и перья отправляем на фабрику по производству подушек. Но, конечно, основной доход приносит фуа-гра».

HEMIS_3291828.jpg

По просторной зеленой поляне расхаживают гуси. Крупные, гладкие, довольные. Дени объясняет, что бoльшую часть жизни птицы гуляют на свободе и едят сколько хотят. Беззаботное существование в перигорских кущах длится около четырех месяцев. Лишь в последние две недели птиц сажают на спецдиету.

Фермер открывает дверь просторного ангара и кричит: «Время вечернего гаважа!» Согнанные в деревянные загоны гуси громко обсуждают прошедший день. Дени перелезает через изгородь и берет в руки специальную воронку, соединенную с коробом, куда насыпана смесь из отваренной кукурузы и пшеницы. Это устройство и называется «гаваж», как и метод принудительного кормления.

Фермер зажимает гуся между ног, вытягивает шею птицы вверх и уверенным движением засовывает в открытый клюв длинную трубку гаважа. Птица спокойно ждет. Дени нажимает на педаль подачи питательной смеси и заполняет гуся под горлышко. На все манипуляции уходит меньше 10 секунд.

«В данный момент мы откармливаем 150 гусей. Это примерно полтора часа работы. И так три раза в день. Неплохая физическая нагрузка: надо крепко держать сильную птицу, успокаивать ее и массировать шею. Моя жена Натали этим не занимается. Я делаю гаваж каждый день вот уже 30 лет. Раньше процесс был дольше. Никакой механизации. Зерновую смесь пропихивали через воронку вручную. Теперь все проще, быстрее и гуманнее. Как для птиц, так и для фермеров».

Современный процесс откорма действительно не устрашает. В отличие от описанного когда-то Александром Дюма. В «Большом кулинарном словаре», в главе «Гусиная печень», он сравнивает мучения птиц с пытками первых христиан. И если после ее чтения хочется перейти на сторону вегетарианцев, то на ферме Мазе все наоборот: по окончании экскурсии туристы с аппетитом закупают фермерскую продукцию. Упаковывая банки с фуа-гра, Дени произносит привычную мантру: «Никаких добавок, никаких ускорителей роста. Так выращивала гусей моя бабушка, моя прабабушка, прапрабабушка».

 

  • «Если сравнить существование обычных кур, закончивших свои дни в супермаркете, и перигорских уток, то эти утки неплохо живут»

    1 2 ... 4

    «Если сравнить существование обычных кур, закончивших свои дни в супермаркете, и перигорских уток, то эти утки неплохо живут»

 

Рациональный подход

Для того чтобы получить высшую степень качества (и самую высокую цену на рынке), гусиная печень должна набрать не менее 680 граммов. Золотой стандарт на ферме Дени Мазе — 800–900 граммов. В обычном состоянии орган весит около ста. Нетрудно понять, почему некоторые страны, в том числе Германия, Италия, Великобритания, на официальном уровне запрещают производство фуа-гра на своей территории, считая гаваж слишком жестоким методом по отношению к животным.

«Переносить человеческие ощущения на птиц ненаучно, — говорит Элсбет Сайтс, научный журналист, нутрициолог и биолог. — В отличие от млекопитающих у гусей и уток нет хрящевых колец в верхнем сегменте пищевода. Поэтому они легко проглатывают объемную добычу. К тому же у них есть так называемый ложный зоб, в котором хранится и частично обрабатывается пища перед отправкой в желудок. Благодаря этому птицы успешно справляются с большим объемом клетчатки».

GettyImages-1138621468.jpg

Что касается неприятных ощущений во время гаважа, то их, по словам Элсбет, испытывают не птицы, а скорее те люди, что наблюдают за кормлением. В отличие от человека у гусей и уток трахея и пищевод полностью обособлены друг от друга, а значит, нет болезненного рефлекса на воронку гаважа. «Часто защитники животных называют фуа-гра патологией, что неверно. Патология — жирная печень у человека. А у перелетных птиц это естественный запас энергии, необходимый для длительных миграций».

Как минимум 4500 лет назад этот феномен оценили египтяне. Сцены принудительного кормления гусей можно увидеть на фресках в гробницах Саккары.

«Что касается страданий перелетных птиц в замкнутом пространстве, — продолжает Элсбет, — это миф. Во Франции основная порода для производства фуа-гра — утка-мулард. Гибрид, выведенный из мускусной утки и пекинской утки. Муларды переняли от обеих пород две главные особенности: они не умеют летать и хорошо набирают вес. Поэтому отлично чувствуют себя на ферме».

Это просто вкусно

«Называйте нас жестокими, но, когда я ем фуа-гра на Рождество, я не думаю о процессе производства. Это просто вкусно! Если сравнить существование обычных кур, закончивших свои дни в супермаркете, и перигорских уток, то эти утки весьма неплохо живут. И как минимум в два раза дольше, чем птицы, предназначенные для повседневной еды».

Тираду произносит Эрик Дюран, филолог из Тулузы, приехавший в Сарлу на каникулы. Тот самый француз, рассуждавший о гастрономических пристрастиях композитора Россини. Я познакомилась с Эриком на рынке.

По рекомендации Эрика («Они делают фуа-гра больше века!») я заглядываю в магазин Пелегри в ста метрах к северу от рынка у городского собора. В небольшом магазине полки заставлены уже знакомыми баночками. В витрине, как драгоценные камни, уложены бледно-желтые печенки впечатляющих размеров.

Эмманюэль, представительница уже пятого поколения семьи Пелегри, производящей фуа-гра, протягивает мне два кусочка багета. Один с гусиной печенью, другой — с утиной.

«Чтобы понять, какое фуа-гра вам нравится, — говорит Эмманюэль, — надо пробовать. Кому-то нужен чистый вкус, нежная, прошедшая минимальную термическую обработку печень. Тогда ваш выбор — цельное фуа-гра или блок. Цельное фуа-гра — печень как она есть. Обычно ее погружают в гусиный или утиный жир и готовят при очень низкой температуре 30–40 минут. Рецепт блока изобрели не так давно, в 1950-х годах. Сегодня это один из самых популярных форматов. Кусочки печени вместе с водой, солью и перцем взбивают в кремовую эмульсию. Затем спрессовывают в блок и тоже готовят при низкой температуре.

Блок похож на нежный однородный паштет с шелковой и плотной текстурой. При всей своей «плотности» он моментально тает на языке, оставляя богатое послевкусие.

«Есть упрощенный вариант, — рассказывает Эмманюэль, — когда кусочки фуа-гра размалывают в пюре, смешивают с мясом утки и делают мусс. По закону минимальное содержание деликатесной печени в муссе — всего 30%. Зато он куда доступнее по цене».

HEMIS_3228085.jpg

В прошлом фуа-гра было сезонным продуктом. Птицу забивали осенью и консервировали мясо и печень, чтобы сохранить продукты на зимний период. Отсюда и традиция покупать фуа-гра для рождественского стола.

«Раньше мы в основном продавали фуа-гра в виде террина, паштета. Теперь все больше французов покупают свежую печень и готовят ее самостоятельно. Я нахожу, что эти перемены к лучшему. Хотя, конечно, рецепты только кажутся простыми. Там масса хитростей. Чувство продукта, умение работать с ним, не испортить деликатный вкус — это что-то вроде сакрального знания, передаваемого от поколения к поколению. Я знаю, о чем говорю. Наша семья работает с фуа-гра с 1890 года».

Прямо напротив магазина Пелегри высится странное средневековое здание с массивными стенами. Гигантские арочные двери открыты, внутри видны витрины с птичьими тушками. На табличке перед входом написано, что это бывшая церковь XIV века. Лишенная религиозного статуса после Великой французской революции, она побывала пекарней, дровяным складом и почтовым офисом. В 2001 году город заказал известному архитектору Жану Нувелю перестроить церковь под современный крытый рынок. Туристов здесь меньше. Зато больше продавцов фуа-гра и птицы. Для них прохладное здание церкви подходит гораздо лучше, чем открытые солнцу уличные прилавки исторического рынка.

Под высокими сводчатыми потолками голоса продавцов звучат торжественно и гулко. Как на мессе. «Гуте! Гуте! — доносится из арочных готических проемов. — Попробуйте! Попробуйте! Лучшее фуа-гра в Перигоре! Божественный вкус!»

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Дордонь, Франция

National-Treasure-France-s.gif

 

Площадь Дордони 9060 км²
Население 415 000 чел.
Плотность населения 46 чел/км²

Площадь Франции 640 679 км² (42-е место в мире)
Население 67 млн чел. (20-е место)
Плотность населения 115 чел/км²
ВВП 2,845 трлн долл. (6-е место)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Автомобильный музей в Сарла-ла-Канеде, Деревня Бурна (этнографический музей под открытым небом), экомузей трюфеля в Сорже, Шато де Миланд (замок XV века в коммуне Кастельно-ла-Шапель), собор Сен-Фрон в Перигё.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА турен (традиционный чесночный суп), террин из фуа-гра, утка конфи, фаршированая гусиная шейка, перигорский ореховый пирог.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ арманьяк, вина из Бержерака.
СУВЕНИРЫ черные трюфели, фуа-гра, грецкие орехи.

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Бержерака ~ 2850 км (от 5,5 часов в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ отстает от московского на 2 часа зимой, на 1 час летом
ВИЗА «шенген»
ВАЛЮТА евро

Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA (X8), ISTOCK, SIME, GETTY IMAGES (X2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2019

Источник ➝

Эзотерика: 10 вещей, которые нельзя делать возле зеркал

В отношение зеркал существует множество суеверий, некоторые из которых очень древние. Может быть это просто невежество и "дремучесть", но может в них и правда скрыт какой-то тайный смысл?
На протяжении сотен лет и даже тысячелетий зеркалам приписывались необычные свойства: мистические и нередко негативные. Считалось, что при неправильном обращении зеркала могут нанести серьезный вред человеку. 

Самые примитивные племена и в наши дни очень боятся зеркал (а также фотографий). По их мнению отражение человека настолько же реально как сам человек, что зеркало "раздваивает" человека и создает его искаженную копию (Паранормальные новости - paranormal-news.

ru).

Верите вы в подобные вещи или нет, однако есть несколько настолько устойчивых суеверий, связанных с зеркалами, которые встречаются у многих народов и передаются от поколения к поколению.

Многие эзотерики (приверженцы мистических учений и духовных практик) считают, что зеркала открывают дверь в иной мир, а еще они поглощают в себе энергетику человека, если он смотрится в свое отражение слишком долго.  Далее 10 основных вещей, которые нельзя делать рядом с зеркалами по мнению эзотериков и суеверных людей, если вы дорожите своим душевным и физическим здоровьем.

1. Смотреть в зеркало ночью

Согласно старым обычаям, ни в коем случае нельзя смотреться в зеркала в темное время суток, начиная с сумерек, но особенно ночью. Объясняется это тем. что якобы именно по ночам в сочетании с темнотой, лунным светом и особой тишиной, в зеркальном отражении открывается некий коридор, ведущий в иной мир. 

А через этот коридор, используя энергию смотрящегося в зеркало человека, в наш мир может проникнуть иная сущность. Сущность эта, естественно, недобрая и может вселится в человека и после продолжать питаться его энергией.

2. Спать напротив зеркала

Зеркала в современном доме являются неизменной частью обстановки, а в спальнях женщин часто можно увидеть большие зеркала в рост человека. Женщины любят наряжаться и смотреться в зеркала, и в этом в целом нет ничего плохого. 

Однако ни в коем случае нельзя, чтобы зеркало висело рядом с кровать и свое отражение в нем можно было увидеть, лежа на кровати. Постоянное, из ночи в ночь, отражение в зеркале рядом с кроватью может влиять на здоровье человека, вызывать беспокойные сны, кошмары, тревожность.

3. Плакать перед зеркалом

Чувствительные девушки и женщины могут после негативного опыта с мужчиной проводить немало времени перед зеркалом, рассматривая свое лицо и выискивая в нем недостатки, которые могли не понравиться партнеру. При этом часто еще и плакать.

Эзотерики же говорят, что когда человек плачет, он высвобождает поток негативной энергии (поэтому после плача людям всегда становится легче на душе), но энергия это не уходит в никуда, если рядом с плачущим находится зеркало. Зеркало поглощает энергию, в том числе негативную, а когда потом эта же женщина будет снова смотреться в него, оно может вернуть ей эту негативную энергию.

4. Есть перед зеркалом

Есть поверье, что нельзя ставить даже небольшое зеркальце на тот же стол, за которым вы принимаете  пищу. И тем более нельзя есть возле большого зеркала, где видно ваше отражение. Говорят, что тогда ты "съешь" свою красоту, память или здоровье. Есть и более простое объяснение этого запрета, тут якобы работает тоже самое, что при еде перед телевизором, человек часто отвлекается.

5. Смотреть в треснутое или разбитое зеркало

С этим суеверием вероятнее всего сталкивался почти каждый человек. Говорят, что даже маленькое карманное зеркальце надо тут же выбрасывать, если оно треснуло. Потому что в треснутом отражении лицо человека тоже искажается и это будто бы может навлечь на него серьезную болезнь.

6. Ругаться перед зеркалом

Бранные слова, особенно сказанные в запале ярости, всегда несут с собой разрушающую негативную энергию и могут быть опасными в том числе и для того кто их произносит. А бранные слова выкрикнутые когда человек смотрится в зеркало и вовсе работают с отражающим эффектом, то есть весь негатив быстро возвращается к этому же человеку.

Также считается, что когда ты смотришься в зеркало, нельзя даже думать о чем-то негативном. Это тоже может уйти в отражение, а потом вернуться к вам обратно. 

7. Фотографироваться в зеркале

Фото в зеркале один из самых быстрых и лучших способов заснять самого себя, если вы один и рядом нет человека, который может заснять вас. Однако эзотерики предупреждают, что зеркальная поверхность и линзы фотоаппарата производят двойной эффект "зеркального туннеля" и вы рискуете еще быстрее открыть портал в иной мир.

8. Вешать зеркало напротив входной двери

Дверь в доме считается местом постоянного потока энергии, как положительной, так и отрицательной. А зеркало с его накапливающим эффектом, если повесить его напротив входной двери, будет эту энергию собирать в себе. При этом, если от энергии хороший людей вам будет лишь хорошо, энергетика людей с плохими мыслями, может нанести серьезный вред всем вашим домочадцам. 

9. Смотреть в зеркало вдвоем

Старое суеверие стойко предупреждает, что нельзя смотреться в зеркало двум или больше людям одновременно. Якобы отражение показывает истинную суть того или иного человека, а еще может отображать его мысли. То есть когда вы смотрите в зеркало вместе с завистливой подругой, вы сразу это поймете, а потом поругаетесь. 

10. Вешать в доме старинные зеркала

Самыми опасными зеркалами считаются старинные зеркала, которые за многие годы накапливали в себе энергетику десятков и сотен людей. В том числе негативную. Антикварные зеркала могут быть очень красивыми, но лучше не вешать их у себя дома. 

Голос из озера

Источник фото: https://yandex.com/collections/card/5d8f434c51aa9058876b5b87/
Источник фото: https://yandex.com/collections/card/5d8f434c51aa9058876b5b87...

 

В поисках домика для летнего отдыха Ольга с мужем объехали немало подмосковных деревень и сел. Но с покупкой не складывалось, будто мешало что-то свыше. Несколько удачных сделок сорвались в самый последний момент в силу разных обстоятельств.

Приехав на осмотр в очередной раз, супруги влюбились в деревушку под названием Новоселка с первого взгляда. Особенно Анатолий, муж Ольги.

Тихая деревушка в стороне от шумной трассы утопала в яблоневом цвету.

Домик на окраине соседствовал с небольшим озером, по берегам которого росли ивы. Ветви ив склонялись к воде и будто нашептывали что-то.

После беглого осмотра участка с обычным бревенчатым домом, не сговариваясь, хором сказали, что согласны на покупку. Хозяйка, пожилая женщина, вздохнула с сожалением. Не хотела продавать, да сестра к себе на юг переманила.

Сразу после покупки за дело взялись, в огороде кое-что успели посадить, дом подремонтировали.

Почти все лето там и прожили. Радовались покупке от души.

А в середине августа заметила Ольга, что с супругом что-то странное происходит. Плохо спать стал, по ночам вставал по нескольку раз. К окну подходил и смотрел на озеро подолгу.

На вопросы жены отшучивался, мол, приснилось ей. Спал отлично, не вставал.

Однажды ночью Ольга проснулась будто от толчка. Увидела, что муж из комнаты выходит. Окликнула, но он не отреагировал.

Подождала, слышит, дверь входная хлопнула. Наверно, по нужде пошел. Только на сердце неспокойно стало, тоскливо как-то...

Не раздумывая, Ольга халат накинула и следом за Толей из дома выскочила.

Метнулась туда-сюда, нет его у дома, в туалете свет не горит.

Хорошо, ночь лунная была. Мужа Ольга за забором заметила, на тропинке к озеру. Побежала, кричит, а он будто не слышит.

Так в комнатных тапках за ним по тропе и рванула. Нагнала у самого берега, за руку схватила. Тут он очнулся как будто.

За руку, как дитя малое, домой привела.

На расспросы Анатолий неохотно отвечал сперва. Потом за голову взялся.

-Не верил никогда в жизни ни в какую мистику. А теперь каждую ночь зовет меня голос, знакомый до боли. А чей именно, вспомнить не могу спросонья. Вот и хотел посмотреть, кто это.

-Кто тебя ночью из озера звать может, сам подумай!

В ту ночь так и не уснули. Днем Ольга пошла по деревне в поисках коренных ее обитателей. Мало их осталось, больше дачников.

Нашла старушку, которая всю жизнь в Новоселке прожила. Та лишь плечами пожала на вопрос про озеро. Всякое, мол, болтали раньше. И что русалки там плещутся в полнолуние, и что сокровища на дне несметные спрятаны. Обычные байки, как и везде, где водоем есть.

Потом вспомнила, что муж бывшей хозяйки того дома, что Ольга с мужем купили, вроде как пропал без вести. Только давно это было. Может и утонул...

Ольга твердо решила продать дачу. После сбора небольшого урожая.

Наблюдая за мужем, все больше убеждалась в том, что решение правильно приняла. Супруг вялый стал, интерес к жизни будто утратил.

Работая в огороде, постоянно на озеро поглядывал.

В сентябре урожай в город увезли и сами в квартиру перебрались. Ольга объявление дала о продаже. Жизнь потихоньку в привычную колею вошла.

А поздней осенью, когда лег на землю первый снежок, Анатолий пропал. Пошел за продуктами в магазин, буквально пару шагов от дома. И не вернулся.

В магазине продавец неуверенно сказал, что не был он сегодня. Проведя бессонную ночь, утром Ольга на такси помчалась на дачу. Снег выпавший накануне, почти растаял. Он лежал лишь на траве. Под ивами, давно сбросившими листву, Ольга увидела следы. Они вели в воду, озеро замерзнуть не успело.

Поиски тела результата не дали. Весной Ольга продала дом первым же покупателям. Когда показывала участок, услышала голос мужа. Он звал ее со стороны озера...

Картина дня

))}
Loading...
наверх