На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

Колонизация Америки: некультурный обмен


Христофор Колумб не просто открыл Америку - он положил начало взаимопроникновению двух культур, существовавших долгое время в отрыве друг от друга. Но если жители Старого Света не только обогатились, но и получили два огромных континента для расселения, то индейцев эти контакты поставили на грань уничтожения. Попробуем выяснить, почему так получилось.



ДВА РАЗНЫХ МИРА

Когда экспедиция Колумба достигла Карибских островов, население обеих Америк представляло собой расу не менее многочисленную, нежели европейцы, но куда более раздробленную. Центры цивилизации, каковыми являлись государства ацтеков, инков и майя, соседствовали с примитивными союзами племен и первобытными общинами. В конце XV века Северную и Южную Америку населяли около 2200 народностей, говоривших на разных языках, находившихся на разных уровнях развития и зачастую воевавших друг с другом.

Индейцы не знали огнестрельного оружия, колеса, железа, океанских кораблей и предпочитали жить в гармонии с природой, что их вполне устраивало- Города носили для них скорее культовый характер. Европейцы, напротив, жили в компактных поселениях и больше полагались на немудреную технику своего времени.

Огромны были различия и в плане используемых природных ресурсов. Флора и фауна двух миров, соприкоснувшихся по воле Колумба, довольно долго развивались независимо друг от друга, а потому не только домашние, но и дикие животные и растения Старого и Нового Света были разными. Следовательно, отличались и рацион питания, и способы ведения хозяйства. Индейцы не использовали тягловых животных для обработки земли, не знали злаковых культур, почти не имели домашнего скота-Мясной рацион коренное население Америки пополняло в основном за счет охоты.

МИФ О ЗАВОЕВАНИИ

Современные историки смотрят на колонизацию Америки по-разному. В США говорят об освоении, испанцы - о колонизации -с перегибами», некоторые - о завоевании и даже геноциде.

На момент прибытия Колумба население обеих Америк насчитывало примерно 112 миллионов человек. К середине XVII века за океан перебрались едва ли 100 тысяч европейцев. Техническое превосходство и ужас от вида закованных в латы конников не могли объяснить военные победы европейцев. К слову, этих побед было не так уж и много. Луки со стрелами (учитывая численное превосходство) вплоть до XIX века оставались вполне конкурентным оружием.

Поначалу испанцы брали верх хитростью и дипломатией, натравливая слабые племена на сильные и оказывая союзникам посильную помощь. К середине XVII века организованное сопротивление аборигенов было сломлено повсеместно. Но горстка конкистадоров физически не могла военным путем покорить такие огромные территории. Более того: экспедицию Колумба, попробуй испанцы положиться лишь на силу оружия, выкинули бы с Карибских островов еще араваки, которых было более миллиона.

Однако уже к 1520 году население открытых Колумбом островов сократилось в 50 раз. Примерно так же получалось везде, где появлялись испанцы. И все же жестокое обращение, пули и ядра не могли привести к такому опустошению. Да и не были испанцы бессмысленно жестокими варварами, истребляющими забавы ради потенциальную рабочую силу.

МАХНУЛИСЬ НЕ ГЛЯДЯ

Напрашивается вывод: десятки миллионов индейцев пали не от европейских пуль. Их убили невольные союзники белого человека - бактерии и вирусы, когда коренное население Америки столкнулось с целым букетом смертельно опасных заболеваний.

Разумеется, от оспы, холеры, чумы и даже гриппа умирали миллионы людей и в Европе. Но у значительного числа белых все же выработался некоторый иммунитет и были навыки лечения. У индейцев же почти стопроцентная смертность наблюдалась даже от ветрянки и скарлатины.

Однако экспедиция Колумба просто не могла завезти на острова чуму, холеру и оспу. Инкубационный период этих заболеваний слишком короток, и, окажись на борту каравелл инфицированные, в Карибское море вошли бы суда с мертвыми экипажами. Впрочем, аравакам хватило и гриппа со скарлатиной.

А дело в том, что когда европейцы освоили дорогу через океан, в Америку попали представители чуждой фауны. С конкистадорами с кораблей сходили лошади, собаки и крысы, а вместе с ними - чумные блохи. Холерный вибрион европейцы завезли с водой. Но раньше чумы и холеры по Америке стала распространяться оспа. Она-то и добила араваков (к 1518 году их на острове Эспаньола осталось около 16 тысяч из миллиона), затем прошлась по империи ацтеков, добралась до Флориды, а на юге достигла государства инков. Эпидемии, естественно, шли впереди европейцев, так как индейцы довольно активно общались между собой.

Потом настал черед чумы. Только за первую треть XVI века по обеим Америкам прокатились 20 волн эпидемии. Раз в пять-шесть лет пандемия уносила жизни 50-90% индейцев. За 150 первых лет колонизации европейские болезни убили, предположительно, от 80 до 90 миллионов индейцев - три четверти местного населения.

Усугубляло положение дел то, что местное население столкнулось с целым коктейлем заболеваний. Иной раз конкистадоры, проходя через густонаселенную страну, приносили с собой заразу, а на обратном пути находили горы трупов. Европейцы, кстати, искренне не понимали, за что на головы индейцев обрушиваются столь суровые кары господни, и пытались лечить заболевших. Но возбудители болезней, «найдя» совершенно лишенный иммунитета человеческий материал, вели себя по-новому.

Но это еще не все. Один раз пришедшие болезни остались в Новом Свете навсегда. Теперь обе Америки обладают собственными естественными очагами угрозы чумы, холеры и оспы.

Однако и индейцы наградили незваных гостей сомнительным подарком. Многие, если не все, участники первых экспедиций Колумба вернулись в Европу зараженными сифилисом. В Старом Свете эта болезнь была неизвестна, а потому распознали ее не сразу. За это время наемники разнесли сифилис по всей Европе. Первыми жертвами пали солдаты Карла VIII, который из-за эпидемии вынужден был прервать в 1495 году вторжение в Италию. Дальше болезнь пронеслась по Европе со скоростью урагана. К 1496 году умерли более 5 миллионов человек, а к 1512 году сифилис добрался до Японии. В эпоху Возрождения, между прочим, это заболевание стало самой распространенной причиной смерти в Европе.

КУШАТЬ ПОДАНО!

Не в пользу Америки оказался и обмен в области сельского хозяйства. Продовольственные культуры, заимствованные у индейцев, составляют в настоящее время более 50 процентов сельского хозяйства США. Картофель, томаты, кукуруза, бобы, фасоль, подсолнечник, какао, арахис (всего более 20 культур) - без них теперь невозможно представить европейскую кухню. Кстати, за счет Америки исчез и дефицит специй. Например, красный перец из Америки здорово сбил цену на азиатские аналоги.

Но европейцы привезли с собой еще больше: кофе, чай, морковь, лук, капусту, злаки, рис, сахарный тростник, свеклу, яблоки, груши, цитрусовые (около 50 наименований). Даже сырье для производства знаменитой кока-колы - орех кола - попало в Америку вместе с испанцами.

Помимо лошадей индейцы впервые увидели овец, свиней, коров, коз, домашних кроликов, кур, гусей и другую живность, в том числе простых домашних кошек. Особое место в освоении Америки заняли свиньи и лошади. Первые являются животными весьма неприхотливыми, легко приспосабливающимися к новым условиям, к тому же дают много мяса. Поэтому их и везли за океан на каждом корабле, а затем просто выпускали на волю, где «запасы мяса» сами искали пропитание и плодились. Вскоре европейцы были обеспечены привычной им пищей, а представителям местной фауны пришлось потесниться.

То же самое происходило и с растениями. Европейцы по доброте душевной пытались приобщить индейцев к привозным культурам, в первую очередь к пшенице, вытесняя привычные для аборигенов кукурузу и маниок. Их пришельцы воспринимали как корм для скота. Но привозные культуры плохо подходили для индейцев. Продукты из пшеницы, например, вообще усваиваются далеко не всеми людьми. И если европейцы за тысячи лет к этой культуре приспособились, то коренное население Америки на новый рацион переходило с трудом. То же самое касается и продуктов животноводства. Так что выжившие после эпидемий индейцы гибли от голода и желудочно-кишечных расстройств. Испанцы добросовестно пытались накормить местных, но получалось только хуже.

Гораздо полезнее был обмен в технике. Например, европейцы открыли для себя каучук, научились у индейцев изготовлять сплав золота и платины, а те познакомились с железом.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Здесь обмен был равноценным. Европейцы научились курить табак, зато индейцы пристрастились к алкоголю. Эта пагубная привычка унесла жизни большего числа краснокожих, чем войны с конкистадорами, и добила выживших после эпидемий и голода. До момента «культурного обмена» они знали лишь вино из агавы и слабое пиво. Но позже население Мексики научилось гнать из кактусов текилу. Так что теперь индейцы умирают от цирроза печени и диабета, а в Старом Свете наблюдается угрожающая статистика по раку легких.

Европейцы пришли в восторг от наркотического действия листьев кокаинового куста, а индейцам пришлись по вкусу опийный мак и конопля. Кроме того, пришлое население познакомилось с вытяжкой из лофофоры Уильямса и действием галлюциногенных грибов.

Огнестрельное оружие тоже не пошло на пользу американским аборигенам. Они все равно не могли научиться пользовать ся им наравне с европейцами, зато друг друга перестреляли великое множество.

В заключение можно сказать два слова о медицине. У европейцев излюбленными средствами лечения были кровопускание и прижигание. Их применяли по делу и без - даже при лечении лихорадок. А вот индейцы, гораздо лучше познавшие природу, дали Старому Свету такое мощное противовоспалительное средство, как хинин.


Борис ШАРОВ

Тайны ХХ века №39 (октябрь 2013

Картина дня

наверх