Fernand Cortez is received in Mexico by Montezuma, king of the Aztecs (1519)
10 февраля 1518 года от берегов Кубы к Мексике отплыла эскадра, состоявшая из 11 небольших кораблей (общая численность экипажей всего 100 человек). На них разместились 508 пехотинцев, 16 кавалеристов, 13 аркебузиров, 32 арбалетчика, три нотариуса, два священника и 200 носильщиков (индейцы и негры).
Удалось раздобыть также 10 пушек и 4 фальконета. Руководителем экспедиции был испанский идальго Эрнан Кортес.Эрнан Кортес на рисунке Кристофа Вейдитца. Поскольку Вейдитц встречался с Кортесом, данный портрет можно считать прижизненным
Главным кормчим стал Антон де Аламинос – человек опытный, открывший начальный участок Гольфстрима (Флоридское течение), поплававший и с Христофором Колумбом и с Понсе де Леоном (первооткрыватель Флориды, более известный своими поисками источника вечной молодости, о чем упоминается в одном из фильмов киносаги «Пираты Карибского моря»).
Anton de Alaminos
Так началась история одного из самых поразительных и невероятных завоеваний в мировой истории.
Об этих людях (и тех, кто пришел за ними) Педро Сьеса де Леон – младший современник Кортеса, историк и конкистадор, писал в своих «Хрониках Перу»:
«Не найти другой расы, которая могла бы прорваться сквозь такие непроходимые земли, такие плотные стены леса, такие великие горы и пустыни и через такие широкие реки, как это сделали испанцы без всякой помощи от других, единственной только отвагой своих сердец и неистовством своего племени. Они победили и открыли другой мир, более великий, чем тот, который мы знали, не привозя с собой караваны провизии, не таща больших обозов или палаток для отдыха, ничего – кроме меча и щита, да небольшого мешка с едой. Именно так они отправлялись в неизвестное и увидели то, чего никто ещё не видел».
И Кортес потом, без ложной скромности, сказал о себе императору Карлу V:
«Я тот, кто дал Вам больше царств, нежели было у Вас городов».
Эрнан Кортес: путь от героя до злодея
Знаменитая экспедиция Кортеса изрядно мифологизирована, а ее руководитель – оболган и предстает перед нами в облике какого-то злого и могущественного демона. Разрушить «цветущую» цивилизацию «гостеприимных и безобидных» индейцев-ацтеков ему удалось с помощью супероружия, которым предлагают считать указанные выше 13 аркебуз, 4 фальконета и 10 маленьких пушек, а также 11 плотоядных жеребцов и 5 огнедышащих кобыл.
Первый «камень» в Кортеса «кинул» ещё доминиканец Бартоломе де лас Касас, который люто его ненавидел и положил начало демонизации всех испанских конкистадоров.
Однако, вопреки утвердившемуся в наши дни стереотипу, на протяжении нескольких столетий Кортес был положительным героем. Дело в том, что на территории Мексики проживали не только ацтеки. Насчитывалось 38 крупных племенных объединений, всего же в настоящее время официально зафиксировано 89 индейских языков. И практически все эти племена ненавидели ацтеков. Потомки этих людей ещё долго помнили об ужасах жестокой власти ацтеков и страшном городе Теночтитлан, который был разрушен их предками в союзе с немногочисленными испанцами.
Долгое время Кортеса называли самым популярным испанцем после Дон Кихота и Сида. Он был героем пьес (две из них написал Лопе де Вега), романов, поэм и даже опер. Его памятники стояли во многих городах Испании и Латинской Америки.
Куэрнавака, Мексика. Памятник Кортесу на фоне его дворца
На севере Гондураса его именем были названы город и департамент.
Департамент Кортес на карте Гондураса
Ещё совсем недавно портрет Кортеса можно было увидеть на испанской банкноте.
Казалось, ничто не могло угрожать репутации Кортеса. Но в наше сумасшедшее время власти европейских и американских стран не в состоянии уберечь от осквернения бесноватыми экстремистами BLM даже памятники объявленного «расистом» Черчилля.
Вот и в Мексике в 2019 году «Зеленая партия» выступила с требованием снести памятники не только Кортесу, но и Колумбу. Великие испанцы ещё держатся на пьедесталах, но очень трудно спрогнозировать, сколько им ещё удастся на них устоять.
В Мексике попытки очернения памяти Кортеса начались сразу после обретения этой страной независимости. Напомним, что на территории этой страны проживали люди разных племен, многие из которых были настроены враждебно друг к другу. И потому новые властители страны очень хотели найти общего врага и объект общей ненависти.
В сентябре 1823 года экстремисты вознамерились публично сжечь народно почитаемые останки Кортеса. По их замыслу, эта акция должна была сплотить ещё только зарождающуюся единую мексиканскую нацию и задать вектор ее развития.
К счастью, нашлись и адекватные люди, которые помешали совершить этот акт вандализма. Военный министр Мексики Лукас Аламан, при содействии капеллана Хоакина Каналеса, успел спрятать прах Кортеса. Останки конкистадора тогда находились в мавзолее построенного по его завещанию госпиталя Непорочного зачатия и Иисуса Назорея. Из этого мавзолея они были тайно перенесены в церковь больницы и зарыты у алтаря, а затем их укрыли в приалтарной нише.
О новом месте упокоения великого испанца Аламан и Каналес сообщили в посольство этой страны, но его сотрудники не проявили к известию никакого интереса. Останки конкистадора считались утерянными на протяжении 110 лет, и лишь в 1946 году письмо Аламана было обнаружено в архивах Эусебио Уртадо и Даниэлем Рубином – сотрудниками университета Мехико.
Найденные в указанном месте останки были исследованы в институте антропологии. Выяснилось, что рост Кортеса был ниже, чем у большинства живущих ныне людей, но телосложение он имел крепкое. Зубы были сильно поражены кариесом, патологически изменеными оказались кости правой ноги. Также были обнаружены признаки сифилиса.
Да, за оспу и другие неизвестные в Новом Свете болезни, Америка сполна отплатила Старому Свету сифилисом, кокаином и табаком.
Сифилис до открытия антибиотиков был неизлечимым и страшным заболеванием: люди сходили с ума, теряли подвижность, становились инвалидами. Дополнительно разрушали организм заболевших препараты на основе ртути, которыми пытались лечить сифилис. Употребление кокаина до сих пор является огромной проблемой, этот наркотик продолжает убивать людей и разрушать судьбы их родных и близких. По-прежнему собирает свою жатву смерти табак, и решить эту проблему в обозримом будущем вряд ли удастся.
Так что, если сравнивать взаимно нанесенный ущерб, Америка и Европа полностью квиты. Утверждение о массовых смертях, чуть ли не поголовном вымирании мексиканских индейцев от привезенных европейцами болезней, является ложным: потомки индейцев и метисы составляют сейчас абсолютное большинство населения этой страны.
Другое дело – остров Эспаньола (современный Гаити), где именно так все и произошло. Потому на него и стали массово завозить негров.
9 июля 1947 года останки Кортеса вернули на прежнее место. Это импровизированное захоронение теперь отмечено скромной латунной пластиной с именем Кортеса, его гербом, датами рождения и смерти.
Кровавая империя ацтеков
Далеко не все в завоевании Кортесом Мексики было так, как преподносят обывателям либеральные историки Запада и рассказывали историки СССР.
На самом деле, ацтеки (сами они называли себя «мешика») – такие же завоеватели, как испанцы. Только гораздо хуже.
В XII веке они пришли в центральную часть Мексики из северной страны Ацтлан («Страна цапель» – в преданиях она описывалась, как большой остров на каком-то озере). Более культурным и развитым коренным жителям пришельцы показались грубыми и неотесаными варварами. Долгое время будущие ацтеки прозябали, находясь в зависимости от местных племен и поставляя наемников в их армии. Наконец, в 1325 году на необитаемом острове на озере Тескоко ими был основан город Теночтитлан.
Коренные племена считали этот остров непригодным для жизни из-за огромного количества змей. Но мешика по причине бедности ели змей, и потому данный остров показался им вполне удобным и даже «богатым продовольственными ресурсами».
Кстати, своим символом они сделали орла, который пожирает змею, сидя на кактусе. В настоящее время его можно увидеть на флаге Мексики – и это при том, что подавляющее большинство населения этой страны ведёт происхождение не от мешика-ацтеков, а от потомков их смертельных врагов, выступивших на стороне Кортеса. Вот такой «стокгольмский синдром» – в самом чистом его проявлении.
Теночтитлан и стал базой для завоевания ацтеками Мексики. Вначале он был разбойничьим гнездом, из которого мешика совершали грабительские набеги на коренные племена. Потом, примерно с 1427 или 1429 года – столицей нового хищнического и чрезвычайно жестокого государства. Союзниками Теночтитлана стали индейцы городов Тескоко и Тлакопан. Поэтому государство ацтеков иногда называют «тройственным союзом» этих городов. Однако очень скоро Теночтитлан подмял под себя города союзников, поэтому правильней все же называть это государство империей Теночка.
Регулярные набеги армии мешика-ацтеков буквально опустошали территории других племен, населявших современную Мексику. Именно на это время приходится пик человеческих жертв, которые приносили своим страшным богам ацтеки. Полагают, что до прихода испанцев в Теночтитлане ежегодно умерщвлялись до 20 тысяч человек в год. Чаще всего, жертвам разрезали живот и диафрагму специальным обсидиановым или кремниевым ножом, после чего вырывали ещё бьющееся сердце.
Aztec Priest Holding Beating Heart from the Florentine Codex
Но некоторые боги требовали других ритуалов.
Миктлансиуатль. Изображалась как женщина с головой скелета и юбкой из ядовитых змей
Изображение Миктлансиуатль является символом смерти в одном из главных праздников современной Мексики – Дне Мертвых.
Мексика, День Мертвых
Достижения цивилизации ацтеков традиционно преувеличиваются (и очень значительно).
Во-первых, очень многое они позаимствовали у более культурных покоренных племен.
Во-вторых, и хвастаться было особенно нечем. На момент высадки отряда Кортеса ацтеки не знали железа и не держали домашних животных (за исключением собак). Торговля была примитивной – меновой, сельское хозяйство – малопродуктивным. Письменности фактически не было: так называемые кодексы, «книги» ацтеков – всего лишь сборники рисунков (это называется «условной письменностью»).
Лист Codex Mendoza – образец «условной письменности» ацтеков
Но, как мы знаем, у них была своя религия.
Ацтеки считали, что раз в 52 года мир оказывается на грани гибели и спасти его может только человеческая кровь – очень много человеческой крови. Полагали, что энергия Солнца и Луны конечна, и для ее возрождения, опять-таки, нужна человеческая кровь – иначе Солнце не сможет продолжить свой путь, а Луна упадёт на землю. Сами ацтеки утверждали в своих хрониках, что при восшествии на престол тлатоани (титул правителя) Ауисотля в 1487 году в жертву Уитцилопчтли были принесены 80 400 пленников.
Aztec Sacrifice Mexico, Paintings 16th Century
Ацтекских богов, вероятно, следует признать самыми страшными и жестокими за всю историю человечества.
Верховным божеством этого племени являлся Уитцилопчтли, другое имя которого – Мекситли (вот от кого ведёт происхождение название Мексики). Другие боги также гуманностью не отличались и тоже требовали жертв, хоть и в меньшем количестве. Бог Уэуэтеотль желал, чтобы жертв медленно сжигали. Одной из ацтекских богинь плодородия требовались женщины, которых убивали при появлении первых всходов кукурузы, а также в случае засухи. Бог дождя Тлалок хотел крови детей.
Huehueteotl
Существовал даже бог жертвоприношений – Шипе Тотек, в честь которого с живых юношей снимали кожу (и ее потом 20 дней носили на себе ацтекские жрецы).
Чтобы найти достаточное количество жертв, ацтеки нападали на сохранившие независимость племена – с единственной целью: взять побольше пленных, кровью которых они потом поили богов на знаменитых пирамидах. И потому смерть противников ацтеков считалась «браком»: мало было победить врага – его надо было живым доставить в столицу. А подчинившиеся им племена ацтеки принуждали вести ритуальные «цветочные войны»: воинов проигравших армий также приносили в жертву. Точно так же поступали с членами проигравшей команды после игры в мяч (она называлась «улламалицтли»).
А если, по мнению жрецов, жертв было все-таки недостаточно, государство покупало детей у собственных граждан (из тех, что победнее).
Кортес пришел очень вовремя: коренным жителям Мексики было уже невмоготу тысячами (и даже десятками тысяч) всходить на страшные пирамиды ацтеков, чтобы оросить их своей кровью. С имеющимися у Кортеса силами он, разумеется, не имел ни малейшего шанса сокрушить обнаруженное в Мексике царство ужаса.
Но индейцы враждебных ацтекам племен добровольно и очень охотно поддержали испанцев. После победы именно они практически полностью истребили своих мучителей.
А что же испанцы?
Это были суровые и жестокие люди, но и они пришли в ужас, узнав о порядках, творившихся в империи Теночка.
Средневековую Европу ни в коем случае нельзя назвать местом уютным и безопасным. Но в ней имелись хоть какие-то правила, соблюдая которые можно было надеяться на защиту властей от «лихих людей» и отсутствие репрессий со стороны королевских чиновников или инквизиторов. А вот одновременное вырывание сердец у тысяч ещё живых жертв на том основании, что, если этого не сделать, завтра не зажжётся Солнце – согласитесь, это уже чересчур.
Aztec Codex, сцена жертвоприношения
Поэтому, заключая с местными племенами союзы против Теночтитлана, обмениваясь с вождями подарками и принимая от них женщин, Кортес сразу же запрещал человеческие жертвоприношения. Ацтеки уже так достали соседей, что они охотно соглашались – лишь бы испанцы помогли им перебить ненавистных подданных Монтесумы.
Руины города Табаско – первого из завоеванных Кортесом. Его жители стали верными союзниками испанцев
Тем, кто пытался по этому поводу возражать, хватало пары лёгких «оплеух», что только повышало авторитет испанцев и внушало надежду, что и с ацтеками пришельцы также не будут церемониться.
Другое дело – Теночтитлан. В то время здесь постоянно проживали несколько тысяч жрецов, которые умели только особым образом убивать беззащитных людей. После того, как Кортес вошёл в их город и подчинил себе его правителя Монтесуму II, они лишились любимой работы. И объявили народу, что «белые боги», за которых ацтеки первоначально приняли испанцев, оказались «неправильными»: они не хотели радоваться при виде трепещущих сердец в руках верных им жрецов и требовать побольше крови. Зато заинтересовались бесполезным жёлтым металлом, потому что, как выяснилось, «страдают сердечным недугом, который излечим лишь золотом» (да, в чувстве юмора Кортесу не откажешь).
В 1520 году Кортес был вынужден покинуть Теночтитлан и отправиться к основанному им Веракрусу. Здесь тогда высадился враждебный отряд Нарваэса, который был направлен против Кортеса испанским губернатором Кубы.
Воспользовавшись его отсутствием, жрецы попытались устроить очередной религиозный праздник. Педро де Альворадо – будущий генерал-капитан (губернатор) Гватемалы, оставшийся в Теночтитлане за главного, увидев приготовления к человеческим жертвоприношениям, решил вмешаться.
Томас Поведано. Портрет первого губернатора Гватемалы Педро де Альворадо
Это привело к инспирированному жрецами восстанию.
Именно тогда погиб «император» Монтесума II, который, по просьбе вернувшегося Кортеса, попытался остановить кровопролитие. А испанцы вынуждены были покинуть Теночтитлан, потеряв всю добычу и от 150 до 1000 человек убитыми (по разным данным). Все оставшиеся в живых испанцы получили ранения. Были потеряны все артиллерийские орудия и большинство лошадей. Погибли почти все союзные испанцам тласкаланцы (около 4-х тысяч человек).
Эти события вошли в историю, как «Ночь печали» (с 30 июня на 1 июля 1520 года).
«Ночь печали». Картина неизвестного художника. Среди испанцев мы видим и Монтесуму, который скоро получит смертельное ранение
Ненависть к ацтекам племен тласкаланцев, тотонаки из города Семпоала и жителей города Табаска была так велика, что в новый поход на Теночтитлан пошли всего 700 испанцев и до 150 тысяч индейцев. Пощады прежним мучителям не было.
Теночтитлан пал, и вместе с ним погибла кровавая и страшная империя мешика-ацтеков.
Абсолютное большинство современных мексиканцев к ацтекам не имеет никакого отношения. В этой стране живут креолы (родившиеся в Америке потомки испанцев), метисы (от смешанных браков испанцев и индейцев) и представители племен, выступивших союзниками Кортеса. Есть также мулаты и самбо (дети индейцев и негров). Около 800 тысяч потомков майя. И совсем уж экзотические группы: кастисо (дети испанцев и метисов), чоло (дети индейцев и метисов), морено (дети испанцев и самбо), апиньонадо (потомки метисов и мулатов) и т.д.
На этом рисунке вы можете увидеть все группы населения Мексики.
Потомков ацтеков в настоящее время насчитывается чуть больше миллиона человек. В то время как общая численность граждан Мексики составляет более 112 миллионов человек, и еще около 32 миллионов мексиканцев проживают в США.
И никаких оснований для посмертной мести этому конкистадору у подавляющего большинства мексиканцев нет.
В следующей статье мы поговорим о колонизационной политике испанцев, об их отношениях с женщинами индейских племен, о знаменитой Малинче и «малинчизме».
- Автор:
- Рыжов В. А.
Свежие комментарии