На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 930 подписчиков

Свежие комментарии

Карал-Супе: более 1000 лет без войны

В долине реки Супе, текущей с перуанских Анд к Тихому океану, на плато высотой 350м, простирается пустынная местность Караль, окаймлённая горами. В длину она составляет 70 км, а в ширину 50. В этой долине, под слоем песка и камней, археологами был найден древнейший город Америки, возникший примерно 3000 лет до н.

э. и просуществовавший почти до 1800г до н.э.

 

Город свободно раскинулся на территории около 60 га. Самыми значительными его сооружениями были храмы и пирамиды, повторяющие формы окрестных гор.

 

Пирамид было 6. Самая большая - высотой 19 м (по другой версии она изначально была около 30 м), и строилась она за 2600 лет до н. э. - на полвека раньше, чем пирамида Хеопса в Египте! Высота самой маленькой пирамиды - 10 м. В самом центре между ними, на обширной площади, стоял камень высотой 2,5 м, с выбитым человеческим лицом, смотрящим в сторону океана.

 

Лицо продолговатое, с намеченными усами и бородой, непохожее на перуанских индейцев. Мне оно напомнило образ Спасителя кисти Андрея Рублёва:

 

Уместно будет вспомнить, что  в том же III тысячелетии до н.э. строились не только пирамиды Египта, но и зиккураты Месопотамии, и города долины Инда, и протогорода бассейна Хуанхэ в Китае. Правда, в Старом Свете задолго до того научились обжигать глиняную посуду, ковать изделия из меди, золота и серебра, и возить грузы на колёсном транспорте. Каральцы обходились без всего этого, и об их хозяйстве будет рассказано ниже. А пока о самом городе.

 По своему назначению пирамиды Караля разительно отличались от Египетских. Это были не только культовые, но и публичные сооружения, где продавали (или обменивали) продукты и растирали в порошок соль. За всю историю своей службы они 5 раз перестраивались, менялся архитектурный стиль, покраска и конфигурация.

 

Кроме пирамид, в центре города был выстроен обширный бассейн (или подобие бассейна, служившее храмом). Примечательно, что похожие бассейны строились и в других городах перуанской культуры Норте-Чико, к которой относится Караль, а также на противоположной стороне планеты - в городах Хараппской цивилизации. Разница в том, что в Перу они были идеально круглые, а в Индии - прямоугольные.

 Бассейн в Карале:

 

Бассейн в Мохенджо-Даро:

Кроме Караля, в долине р.Супе были найдены остатки ещё 18 поселений одной с ним культуры. Все вместе они отнесены учёными к культуре Норте-Чико (Маленький Север), которая охватывала четыре долины на побережье Перу в период времени 3500 - 1800 гг до н.э. Одно из таких поселений - Бандурриа, где также был найден бассейн:

 

 Сооружение пирамид по времени совпало с устройством обширной оросительной системы, а это предполагает централизованное управление обществом и  строгую иерархию. Во всяком случае, так было в Старом Свете, в цивилизациях Древнего Востока. Дальше мы убедимся, что и Америка не стала исключением. Большим отличием Караля от Хараппских городов было значительное социальное расслоение общества. О чём это может говорить? В долину Инда пришёл один уже сформировавшийся народ - одной крови и одной культуры, и он поначалу был не намерен взаимодествовать с местным населением, и не подчинял его. Хараппские и дохараппские поселения столетиями сосуществовали параллельно. Каральское общество, наоборот, больше походило на Индию периода арийского владычества, когда высшими кастами были завоеватели, а побеждённые туземцы использовались на тяжёлых и грязных работах, и их бедственное положение никого не волновало.

 Город делился на две части: Верхний, где помимо пирамид, храмов и административных зданий, археологи встречают роскошные особняки знати, и Нижний - с кварталами жалких домишек бедноты, которую составляли главным образом работники полей. Там же селились ремесленники и торговцы. Городскую знать составляли жрецы, присвоившие себе исключительное право на общение с богами, и вероятно, из их числа выходили и вожди. Военной аристократии не было за ненадобностью, и мы ещё  поговорим об этом. Но должны были быть чиновники разного ранга и назначения и просто члены родов, которым принадлежала власть. И они, надо думать, тоже населяли Верхний город. Все дома знати возводились на особых выровненных площадках и покрывались штукатуркой.

Примечательно, что город построен на чистом, незаселённом ранее месте, и по определённому плану. А это наводит на мысль, что первые жители Караля пришли  уже с градостроительными навыками, и истоки этой культуры следует искать где-то  в другом месте. Строгая планировка города позволяет судить о том, что они хорошо разбирались в геометрии, арифметике и астрономии. Все городские святилища расположены по одной оси. Правда, смысл этого расположения пока не ясен.

Один из храмов имел форму амфитеатра. Здесь находилась главная реликвия города - Вечный Огонь, горевший на Алтаре, окружённом двойной стеной и имевшем сложную систему вентиляции для поддержания огня.

 

Непрерывность горения священного огня подтверждается тем фактом, что ничего не оставалось от сжигаемых на нём даров, включая раковины моллюсков. Богам посвящали различные предметы - сосуды, ткани и даже музыкальные инструменты. Кроме этого центрального очага,  свои священные очаги находились практически во всех церемониальных и жилых строениях, в том числе и на вершинах пирамид, и везде сжигались подношения богам. Мы говорим: богам, но это лишь предположение. Кто были эти боги, сколько, и были ли они вообще - неизвестно. Их изображения не найдены. Можно предполать, что поклонялись огню.

 Неизвестно также, как избавлялись от трупов. Во всём городе и окрестностях не найдено ни одного кладбища. Найдены всего две усыпальницы - разграбленные, и остатки стриженых волос. Предполагают, что мужчины выстригали чёлку. Но удивляет почти полное отсутствие украшений. Возможно, они делались из недолговечных материалов. И есть несколько захоронений, признанных ритуальными. Одно из них принадлежит годовалому ребёнку. Другое - юноше 25-ти лет, лежавшему на груде камней со скрещенными (связанными?) за спиной руками. Череп несчастного был пробит в двух местах. Этот скелет интересен ещё и тем, что у юноши были явно больны кости и разрушены зубы, пояснчный отдел позвоночника и суставы ног сильно изношены (в 25 лет!), он страдал от хронической анемии (недостаток гемоглобина) и, по всей видимости, плохо питался и работал наизнос - носильщиком грузов. С черепа и скелета этого юноши сделана реконструкция внешенего облика:

 

Была также сделана реконструкция женской головы:

 

Надо признать, что каральцы были мало похожи на современных индейцев. Например, юноша имел рост 168-170 см,  а для современных типично 150-155. Взрослые мужчины сейчас выглядят 12-летними подростками, хотя и широки в костях. Их лица довольно грубы, как и женские. Найденные же черепа предполагают правильные черты лица, крупные глаза. В моём представлении, так должна была выглядеть древнейшая сино-кавказская раса.

 Мужчины Караля вплетали в прямые волосы хлопковые нити. Причёски женщин отличались сложностью и необычностью. Они плели длинные косы и укладывали их, подвязывая платками. И те и другие носили хлопковую одежду и сандалии. Об этих деталях свидетельствуют антропоморфные фигурки из необожжёной глины. В зависимости от социального положения хозяев, фигурки по-разному одевали и причёсывали. Возможно, это и были их домашние боги  -  куклы умерших предков. Такие куклы были с древнейших времён распространены по Евразии, об их культовом назначении говорят даже русские сказки. Например, в сказке о Василисе Прекрасной, мать девочки, умирая, оставляет ей следующий наказ: " - Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью."

(Источник:http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/skazka-o-vasilise-prekrasnoy.html )

 Женщины делали таких куколок в память о бабушке или маме, наряжали, предлагали еду и просили о заступничестве в трудных обстоятельствах.

 Как ранее было сказано, древние каральцы ещё не додумались обжигать глину, хотя и лепили из неё  культовые фигурки. Керамика появилась в Южной Америке лишь около 1800 г до н.э., как раз во время исхода жителей Караля из долины реки Супе.

  А посуду каральцы изготавливали из тыкв - различных форм и размеров. Их орудиями были каменные ножи и молотки, а также кирки из оленьих рогов. Кроме тыкв, они выращивали авокадо и гуайяву, сладкий картофель и маранту (её корневища размалывали в муку). С побережья океана к ним доставляли рыбу и морепродукты . Таким образом, основу их рациона составлял сладкий картофель и сушёная рыба - анчоусы.

Главным же с/х продуктом Караля выступал хлопок. Из него делали ткани, шили одежду, вили верёвки и плели рыболовные сети. Последние были очень востребованы рыбаками с побережья. Они же покупали и тыквы, используя их в качестве поплавков.

  Жители долины Супе были связаны торговыми отношениями с соседями на 400 км побережья Тихого океана, а также с племенами амазонской сельвы и горных районов современного Эквадора. В обмен на изделия из хлопка и другие товары, в Караль поступали дерево, травы и семена ( в т.ч. ачиоте и кока) из сельвы, и кости горной птицы кондора, из которых изготавливались дудочки и флейты.

Флейты, кока и ачиоте использовались в ритуальных целях. С помощью ачиоте шаманы впадали в транс, также как и от толчёных листьев коки, перемешанных с порошком "cal". Современные индейцы тоже жуют листья коки с тем же порошком, а аборигены сельвы делают рисунки на своей коже с помощью ачиоте.

 В Карале найдены хранилища для воды, продуктов земледелия и даров моря. Но самое главное - не найдено ни крепостных стен, ни иных оборонительных сооружений, не найдено и боевого оружия. Их отношения с окружающими были исключительно мирными на протяжении более, чем тысячи лет! Нет признаков и гражданских конфликтов. Тут можно вспомнить о-в Крит, чья цивилизация в III тысячелетии до н.э. тоже не создала сколько-нибудь значительных оборонитнльных сооружений. Но то - остров в море, отдалённый от чужих берегов, а в случае с Каралем, видимо, сказалась большая разница в культурном развитии. Самих каральцев многие окрестные аборигены едва ли не принимали за богов, ведь даже Мезоамерика отставала от них на добрые полторы тысячи лет...

 Но и это не объясняет полнейший мир внутри самой культуры Норте-Чико, а также отсутствие следов гражданских волнений при сильном расслоении общества. Наверное, кроме взаимовыгодной торговли, имели место успешные действия жрецов, сакрализация образа жизни и отношений.

 И ещё одна сенсация. При раскопках третьей по величине пирамиды, названной Галерейной, были обнаружены коричневые шнурки из шерсти ламы - с узелками, намотанные на тонкие палочки. Сразу приходят в голову русские выражения: "завяжи узелок на память", "не может двух слов связать", "путаная речь", "нить повествования" и т.д. Вспоминаются клубки-путеводители из русских сказок и строки из Калевалы:

 

Наносил мне песен дождик,

Мне навеял песен ветер.

Принесли морские волны...

Я в один клубок смотал их,

И в одну связал я связку...

 

А ещё известен зачин от рунопевца Архиппа Иванова-Пертунина, записанный собирателем Калевалы Элиасом Леннертом:

 

Вот развязываю узел.

Вот клубочек распускаю.

Запою я песнь из лучших.

Из прекраснейших исполню.

 

Изображения сложных переплетений дошли до нас даже в христианской литературе - в виде украшений текста книг - заставки, строчные буквы... И в самом названии письма - вязь. Почему писцы использовали для передачи текста именно "вязаные" буквы?

 Узелковое письмо (цзэ-шен) известно также в Китае, в доиероглифическую эпоху.

 Нет сомнений, что каральцы пользовались узелковым письмом, в котором имеет значение и форма узла, и цвет, и расположение. Оно дожило в культурах Америки до инков и ирокезов, и исчезло всего лишь несколько столетий назад. Инки, дальние наследники культуры Норте-чико, называли его "кипу". Сохранилось до наших дней 750 кипу. В них имеются сведения о налогах, об урожае, о рождениях и смертях. Некоторые учёные считают, что кипу могли содержать тексты хроник, законов и даже поэтических произведений.

 И ещё одна загадка Караля: почему вдруг , в первой половине II тысячелетия до н. э., народ Караля - весь без исключения - покинул свой город? Нет никаких признаков вторжения иноплеменников. Ни следов разрушений, ни обугленных стен, сломанных копий и стрел... Думается, "так повелели боги", а на самом деле - истощение почвы и наступление песков, перенаселение (предполагается, что вначале было 3000 жителей, а к концу стало 20000), и, возможно, уменьшение и без того скудных осадков.

 Отход готовился тщательно. Строения - жилища и даже пирамиды - засыпали песком и речной галькой. Впоследствии на них образовались песчаные дюны. Куда ушли - тоже неизвестно. Кстати сказать, так же поступили со своими храмами жители Гёбекли-тепе в Турции, только на 6 тысячелетий раньше (!) - грандиозный комплекс был буквально погребён под насыпью из камня и земли. И тоже ушли в неизвестность. По крайней мере, более поздних памятников этих культур не найдено. Но теперь пришло время, когда археологи "расчехляют" строения ушедших, а вместе с тем - их историю.

 

Картина дня

наверх