На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 930 подписчиков

Свежие комментарии

Петербург — имперская столица

300 лет назад, 20 октября 1714 года, государь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Одновременно в граде на Неве строго предписывалось возводить исключительно каменные «образцовые дома». Строительство каменных домов во всех городах, кроме Санкт-Петербурга, стало строго наказываться.


Таким образом, царь оставил без работы тысячи каменщиков и строителей по всему государству. Расчёт был прост: строители в поисках работы и прокорма будут вынуждены стекаться в новую столицу, где шли масштабные работы. Это позволяло в короткие сроки превратить Петербург в одну из красивейших столиц Европы.

Пётр был человеком жестким и умел добиваться своих целей любой ценой. Указ возник не на пустом месте и не был капризом государя-реформатора. Город на Неве стали возводить в 1703 году, и первую четверть XVIII века он напоминал огромную строительную площадку. Но опытных мастеров не хватало. Надо сказать, что наплыва каменщиков в Петербург Пётр так и не дождался, поэтому в столицу людей стали свозить насильно.

Да и мечта Петра Алексеевича увидеть столицу каменной так до конца и не осуществилась. Не хватало не только каменщиков, но и кирпича. Кирпичных заводов было мало, поэтому каменные дома в основном стояли только в центре столицы. Правда, во все времена есть ушлые люди, которые находят способы обмануть власть, а также повысить стоимость здания, свой престиж. Так, в столице строили обычный в основе своей деревянный дом, но наносили на его стены тонкий слой глины, который камуфлировали «под кирпич». Без особого внимания к дому раскрашенный дом от каменного отличить было трудно. Оштукатуренные деревянные дома составляли в разных районах Петербурга от 30 до 70% застройки.

Из истории Петербурга

Город, которой заложили весной 1703 года, после того как русские войска в ходе Северной войны со шведской империей установили контроль над устьем Невы, строили с несколькими целями. Во-первых, в устье Невы создавали не просто город, а мощную крепость, которая должна была стать главным опорным пунктом всей русской обороны на северо-западном направлении. Две крепости — Петропавловская и Адмиралтейская, обеспечивали защиту города. С моря новый город защищала ещё одна крепость — на острове Котлин возвели Кроншлот (Кронштадт). В 1716 году архитектор Леблон предложил построить на берегах Невы мощную крепость. Однако эта затея не была реализована. Шведская угроза уже отошла на второй план — Швеция терпела поражение в войне, а уже имеющая система обороны и Балтийский флот хорошо показали себя во время войны. 

Во-вторых, Петербург должен был стать новым образцовым, европейским городом. Санкт-Петербург стали строить сразу в нескольких местах почти одновременно. Старейшей частью петербургского посада стала застройка на Петербургской (Петроградской) стороне, на берегу Невы и на Васильевском острове. Петроградская сторона состояла из нескольких островов, самые крупные из них: Петроградский, Заячий, Петровский, Аптекарский острова. На Заячьем острове построили Петропавловскую крепость, одно из самых первых сооружений в городе. Первым каменным зданием на Васильевском стал Меншиковский дворец для князя Александра Меншиков, его строили архитекторы Д. М. Фонтана и И. Г. Шедель. Внутреннее убранство дворца отличалось красотой и изяществом. Особенно поражали гостей комнаты с изразцовыми стенами и потолками, Ореховый кабинет, а также Большой зал, где проводились первые торжественные церемонии и танцы для петербургской знати и гостей. 

Позднее построили другие основные жилые и общественные постройки: здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, здание Петербургской Академии наук и другие. Надо сказать, что частью города стал и шведский Ниеншанц («Невское укрепление»), который был основан на месте более старого русского поселения Невский городок (Невоград).

Ещё одним старейшим центром города стал т. н. Адмиралтейский остров — территория вокруг Адмиралтейства, ограниченная Невой и реками Мойкой и Фонтанкой. Здесь были возведены Зимний и Летний дворцы царя Петра Алексеевича, вдоль Невы построили дома первейших вельмож. В начале будущего Невского проспекта появилась «нерегулярная» слобода. В небольших домиках жили мастера и рабочие Адмиралтейства, селились купцы, торговцы, люди связанные с торговой сферой (на берегу Мойки стоял Гостиный двор). Невский проспект выводил к основанному в 1710 году Александро-Невскому монастырю. Из этого района начиналась и жизненно важная для Петербурга дорога в Россию — на Новгород и Москву. 

В 1707 году был освящён первый Исаакиевский храм, он был ещё деревянным. Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр Алексеевич и Екатерина Алексеевна. Вторая Исаакиевская церковь, уже каменная, была заложена в 1717 году. 6 (17) августа 1717 года царь Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского, в день рождения которого родился государь. 

Петербург — имперская столица

Усадьба Меншикова и посольский дворец по соседству — гравюра А.Зубова, 1715

В-третьих, Петербург должен был стать главным портом Российского государства. Развивая торговлю, Петр I планировал сделать город главным перевалочным пунктом для товаров, которые шли с Западной Европы в Россию и из России на Запад. Это была сложная задача. Необходимо было не создать нужную инфраструктуру (торговый флот, причалы, склады и т. д.) почти с нуля, но привлечь западных купцов, показать выгодность и удобство торговли, и обеспечить безопасность торговли. Долгое время шведский флот господствовал в Балтике, перехватывая торговые суда, которые шли в Петербург. К тому же движение по внутренним водоемам в Петербург также не было легким. Ладожское озеро отличалось своим непредсказуемым характером и не раз губило суда, которые шли в Петербург. 

Государь приложил огромные усилия, чтобы сделать Петербург главным портом России. Титанические усилия были приложены для учреждения и развития Балтийского флота. Шведская империя потерпела поражение в Северной войне. Ещё в ходе боевых действий шведский флот вынужден был сосредоточить усилия на защите своих берегов и столицы, Балтика была очищена от шведских каперов. Вдоль берегов бурной Ладоги в 1717 году начали строить 117-километровый канал. Староладожский канал (Ладожский или Петровский канал) стал водным транспортным путем вдоль берега Ладожского озера, который соединил реки Волхов и Нева. В начале XVIII столетия этот путь стал крупнейшим гидротехническим сооружением Европе и позволил судам безбоязненно проходить опасную для мореплавания зону. Для привлечения купцов в Петербурге были созданы особые, льготные условия. Пошлины здесь были ниже, чем в Архангельске, Риге и Ревеле. Более того, Пётр шёл и по пути насилия. Он запрещал купцам торговлю в Архангельске, заставлял торговцев из внутренних городов России заводить дело в Петербурге, перебираться в новый город с семьями и капиталами. Торговый флот оставался слабым местом России — ещё долгое время товары из России в основном вывозили иностранные суда. Но и в этой области Пётр пытался помочь, организовать торговое судоходство. 

В-четвертых, важнейшей целью Петра было создание новой, «европейской» столицы России. Пётр Алексеевич пытался порвать со «старой Россией», «Московской Русью». А для этого необходимо было создать новую столицу, город который превзойдёт Москву. Уже осенью 1704 года царь назвал Петербург столицей. Однако в начале это были только мечты — пока не было подорвано военно-морское могущество Швеции, жить в Петербурге было слишком опасно. Решительные поражения русских войск от шведской армии в Польше и Малороссии могли привести и к утрате Ингрии, устья Невы. 

Только после победы в Полтавской битве царь мог быть спокоен за судьбу нового города. Пётр Алексеевич сразу после решительной победы над шведами писал генерал-адмиралу Фёдору Апраксину. «Ныне уж совершенно камень во основанием Санкт-Питербурху положен с помощию Божиею». Взятие Выборга в 1710 году обезопасило Санкт-Петербург с севера. Занятие русскими войсками Прибалтики — в ходе военной кампании 1710 года русская армия взяла Ригу, Ревель и ряд других крепостей, обезопасило Петербург с запада. Дальнейшее наступление русских войск расширило зону безопасности вокруг Петербурга: в 1713 году был занят Гельсингфорс и тогдашняя столица Финляндии — Або. 

Сам Пётр Алексеевич, когда не был в походах и разъездах, жил в Петербурге с самого его основания. В 1708 году он перевёз в город семью. В 1712 году венчался в Исаакиевской церкви с Екатериной. Примерно в 1712-1713 гг. Петербург стал официальной резиденцией царя, столицей. Все лица, служащие царскому двору, должны были теперь селиться в Петербурге, сюда переехал правительственный Сенат. Петербургские канцелярии — ранее временные филиалы московских приказов — стали основными правительственными учреждениями, в город перебрались иностранные дипломаты.

Петербург для Петра был символом «новой России», всего современного, удобного, что он связывал с Европой, а не традиционной, «устаревшей» Московской Русью. Неудобства, связанные с тем, что столицу приходилось строить в лесисто-болотистой местности, с нездоровым климатом, не смущали царя. Пётр верил великое будущее своего детища. Он его называл «парадиз» — «рай». Приезжай в свой «рай» из дальних походов, Пётр отдыхал душой. Он вникал во все мелочи и по сути, был главным архитектором столицы. 

Таким образом, Петербург возводился не только, как потом отмечал великий русский и поэт и исследователь А. С. Пушкин, «назло надменному соседу» — Швеции, но и назло «старой Руси», ненавистной Пётру Москве. В хаосе построек Москвы и её неспешной, консервативной жизни Пётр постоянно ощущал угрозу себе и проекту «новой России». На берегах Невы, вдали от Москвы всё казалось иным. В Петербурге Пётр мечтал «переделать» всю Россию, повернуть её на европейский путь развития. Здесь царь хотел построить город, который будет воплощать в себе лучшие черты любимого им Амстердама и Венеции, с их аккуратными улочками, красивыми соборами и каналами. Первый архитектор Санкт-Петербурга, итальянец Доменико Трезини выполнил часть регулярной планировки Васильевского острова, «голландский» вид городу должны были придать каналы, которые рассекали вдоль и поперек весь остров, и выстроенные по их берегам сплошными рядами — стена к стене — дома. Д. Трезини составил по указанию государя Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения — «именитых», «зажиточных» и «подлых». 

Царь Пётр начал свою деятельность в Петербурге осенью 1703 года. Он приехал в будущую столицу с целой командой иностранных архитекторов — немцев, французов, итальянцев, голландцев и датчан. Здесь работали также армянские мастера, шведские военнопленные, немцы из завоёванной Прибалтики и, конечно, во множестве — русские архитекторы, мастера и рабочие. Все первые и основные постройки Петербурга осуществлялись под руководством царя. В 1709 году была основана Канцелярия от строений, которая занималась строительством города. Комиссия распоряжалась финансами, рабочими и строительными материалами. Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) стал одной из самых знаменитых работ Трезини. Он отличался от привычной для Росси архитектуры огромной, непривычной русскому глазу трехъярусной колокольней. Стремясь усилить главенствующее положение Петербурга над другими городами России, царь задумал собор, который был бы выше колокольни Ивана Великого в Москве. На верхушке собора «летела» фигура ангела с крестом в руках, который своими крыльями как бы прикрывал город. Надо отметить, что шпили стали характерной особенностью Петербурга. Они подчёркивали западную ориентацию Петербурга, его новизну, которая отличала его от старых русских городов. В Петербурге середины XVIII столетия было не менее 50 шпилей. 

Непривычен для России был и облик Летнего сада, строительство которого началось в 1704 году. По указу Петра в Летнем саду возвели каменный Летний дворец, павильон Грот, здесь появились фонтаны, разбили сад. Для украшения завезли статуи, в основном из Венеции. Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В дальнейшем их число возросло до сотни. В 1720 году установили самую диковинную статую — античную фигуру богини любви Венеры. Статую создал неизвестный италийский скульптор во II или III веке до н. э. с греческого оригинала Афродиты Книдской (или Венеры Капитолийской). Статую обнаружили только в 1719 году, и папа римский подарил её Пётру. С огромными трудностями скульптуру доставили из Италии в Россию и водрузили в Летнем саду. Венера стала одной из главных достопримечательностей Летнего сада. Для того чтобы возмущенные ревнители старины не повредили шедевр, Венеру охранял постоянный караул.

Петр Алексеевич не жалел денег и сил для того, чтобы украсить свой «огород» — так называл он Летний сад. Были проведены масштабные работы по осушению территории, по укреплению почвы — в течение нескольких лет из разных мест завозили землю в огромных количествах, высаживали деревья, кусты и цветы, устраивали водоёмы и т. д.

Государь стремился создать не только место отдыха для жителей города, но и своеобразную школу под открытым небом. В саду посетители могли насладиться не только видами «регулярного» сада, но и получит знания по истории, географии и мифологии. Скульптуры и скульптурные группы показывали эпизоды истории и мифологии. Первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий — Готторпский глобус, располагался в особом павильоне. Глобус в 1713 году подарили Петру. Диаметр глобуса был более 3 метров, а вес — более 3,5 тонн. Внешняя поверхность глобуса показывала земную сферу, а внутренняя — карту небесной сферы (планетарий). Уникальная конструкция глобуса позволяла ему вращаться. Внутри был стол и скамья на несколько человек. Сидевшие в темноте глобуса люди могли любоваться на то, как летит Земля в океане звезд и созвездий.

Таким образом, благодаря Петру была создана новая столица новой России — Российской империи. Пётр Алексеевич был уникальной личностью, который смог организовать «революцию сверху», преобразовать «Московскую Русь» в Российскую империю, заставить её пойти европейскому пути. Этот процесс начали ещё первые Романовы, но Пётр придал ему завершённый вид.

Петербург — имперская столица

Летний сад и Летний дворец, 1716. Гравёр Алексей Зубов
 
Автор Самсонов Александр

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх