На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 896 подписчиков

Свежие комментарии

На службе двух армий. Биография Николая Струйского похожа на приключенческий роман

Изучая судьбу известного штурмана Николая Струйского, я долго не мог разгадать, как он оказался сначала в рядах белой Северо-Западной армии, а затем снова у красных. Ответ нашёлся в его автобиографии 1926 года – своеобразных "оправдательных мемуарах", хотя оправдываться ему было не в чем: в те годы выбор часто делали не люди, а обстоятельства.

Дорога во флот

Николай Николаевич Струйский родился 16 (28) июня 1885 года в Выборге в семье военного. Окончив Кадетский корпус императора Александра II, он поступил в Константиновское артиллерийское училище, но уже через год перевёлся в Морское инженерное. В 1907 году он завершил обучение, а через год получил звание подпоручика Корпуса инженер-механиков флота. Редкий случай – спустя два года он сдал экзамены и был переведён во флот мичманом.

Служба стала его страстью. В аттестациях отмечали: "Любит и заботится о своём миноносце, встаёт вместе с командой, редко бывает на берегу – всегда занят службой". К матросам относился строго, но справедливо: "Спокоен, рассудителен, хотя иногда вспыльчив".

Штурман "Громобоя" и "Гангута"

В 1912 году Струйский окончил штурманские курсы и был назначен старшим штурманом крейсера "Громобой". Увлёкшись навигацией, он разработал вместе с флагманским штурманом Д. И. Дараганом таблицы азимутов для Финского залива, которые затем издали.

С началом Первой мировой войны его перевели на линкор "Гангут". Капитан Палецкий отмечал: "Обладает морской сметкой, самообладанием, прекрасно разбирается в технике. Много внимания уделяет команде – из него выйдет отличный офицер".

Революция и Ледовый поход

В 1917 году команда избрала Струйского старшим офицером "Гангута". После революции он стал главным штурманом Балтфлота и сыграл ключевую роль в Ледовом походе – переходе кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт сквозь льды. Позже он готовил водные пути для эвакуации судов вглубь страны, а в сентябре 1918 года возглавил оперативный штаб Волжской военной флотилии.

Под командованием Раскольникова Струйский участвовал в боях, включая дерзкую операцию по спасению "баржи смерти" – плавучей тюрьмы с арестованными рабочими. По некоторым данным, именно он разработал план её освобождения.

Плен и вынужденный выбор

В декабре 1918 года Струйский попал в плен во время неудачного рейда эсминцев "Спартак" и "Автроил" на Ревель. Офицеров вскоре освободили, но вернуться к красным он не мог – Эстония воевала с Советской Россией, а его прошлое на Волге делало положение опасным.

Летом 1919 года, по его словам, его "мобилизовали" в белую Северо-Западную армию. Струйский решил пробиться на фронт, чтобы перейти к своим. Он взял фамилию "Мохов" и был назначен на бронепоезд "Адмирал Колчак". Но бежать не рискнул – боялся, что свои же его расстреляют. В итоге он просто дезертировал, когда армия отступала к Нарве.

Возвращение и новые горизонты

Только в августе 1920 года Струйский добрался до Петрограда и снова стал главным штурманом Балтфлота "как вернувшийся из плена". Он возглавлял службу безопасности кораблевождения, работал на Каспии, изучал ветра и течения, оптимизируя маршруты танкеров. В 1930 году его перевели в Ленинград, где он руководил отделом ограждения морей.

Но тень 1919 года преследовала его. В 1930-м ему запретили поездку в Финляндию, здоровье ухудшалось. В 1935 году Струйского не стало. Его сослуживец А. П. Белобров вспоминал его как "человека без улыбки" – возможно, следствие тяжёлых лет между двух огней.

Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru

Ссылка на первоисточник
наверх