Император Александр II и гимн «Боже, царя храни!», издание 1869 г.
Преображенский марш
Первые песни и мелодии, которые были тождественны государственному гимну, появились в Российском государстве в XVIII столетии. Ещё при государе Петре I был создан Преображенский марш – Марш Лейб-гвардии Преображенского полка, Марш преображенцев, Марш Петра Великого, Петровский марш. Марш был создан неизвестным композитором. Возможно, мелодия марша была взята из солдатской песни «Знают турки нас и шведы».
«Петровский марш», кроме Преображенского полка, был маршем также других частей. Он стал общим для всей армии. Чёткость и скорость темпа (120 шагов в минуту) сделали марш Петра незаменимым при военных походах и парадах. Преображенский марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне над шведами, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. В результате Преображенский марш стал выполнять функции светского гимна на парадах, торжественных выходах императорских особ, на посольских приёмах и т. д.
Если при царе Петре Алексеевиче «Преображенский марш», как и большинство других, исполнялся без слов, то в дальнейшем появились и слова. Один из самых знаменитых текстов принадлежал поэту Сергею Марину (1776–1813). Он прошёл воинский путь от подпрапорщика Преображенского полка до флигель-адъютанта государя Александра I.
Марш со словами «Пойдём, братцы, за границу / Бить Отечества врагов» Марин создал в 1805 году, когда он принял участие в очередной войне с французами. В память об этом походе остались два тяжёлых ранения и первая боевая награда за Аустерлиц — золотая шпага «За храбрость». В начале Отечественной войны 1812 года поэт и воин вновь ринулся в бой и накануне Бородинского сражения служил при Багратионе. После Бородина Марин скончался от ран. В марте 1814 года русская армия вошла в Париж с пением его «Преображенского марша».
К концу XIX века марш преображенцев, по сути, стал главным маршем Российской империи. Шефами Преображенского полка были все русские императоры, поэтому марш всегда исполнялся в различных торжественных случаях. К примеру, на открытиях памятников государям-императорам, различных воинских церемониях в течение всего XIX – начала XX вв. Мелодию марша вызванивали куранты московского Кремля с 1856 по 1917 год (в 12 и 6 часов).
После Февральской революции Преображенский марш исполняли вместо «Боже, царя храни!». Большевики в качестве гимна приняли Интернационал, в белой Добровольческой армии марш преображенцев оставался российским гимном. В этом же виде он сохранялся и в русской Белой эмиграции.
Сергей Никифорович Марин (29 января 1776, Воронеж — 21 февраля 1813, Санкт-Петербург) — русский офицер (полковник) во время Наполеоновских войн, поэт. Портрет неизвестного художника
Гром победы, раздавайся!
В царствование Екатерины II в 1791 году поэтом Гавриилом Державиным (слова) и композитором Осипом Козловским (музыка) создан гимн со словами:
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
Поводом к его созданию стали блестящие победы русского оружия в войне с Турцией. В частности, штурм Измаила войсками Александра Суворова. Сам Козловский был участником войны с турками. Композиция была весьма популярной в обществе, её использовали практически при каждой официальной церемонии в столице и провинциальных городах. «Гром победы, раздавайся» в этот период фактически стал неофициальным гимном России.
Первый государственный гимн Российской державы родился в царствование Павла I. Государь лично переработал и установил систему воинских и государственных церемоний, которые имели музыкальное сопровождение. Таким произведением стал духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Он был написан в 1794 году композитором Дмитрием Бортнянским на стихи Михаила Хераскова. Гимн, насыщенный религиозной символикой, широко использовался до 1830-х годов, до утверждения произведения «Боже, царя храни!».
С 1856 по 1917 год часы-куранты Спасской башни в Московском Кремле вызванивали мелодию «Коль славен» вместе с «Петровским маршем». После революции гимн активно использовался белогвардейцами и русской эмиграцией.
Алексей Фёдорович Львов (1798–1870) — русский композитор, скрипач-виртуоз и дирижёр, автор музыки государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (1833), музыкальный писатель и общественный деятель. Художник А. В. Тыранов
«Молитва русских»
Государь Александр I ввёл очередное изменение. При нём в 1816 году первым официальным государственным гимном империи стала «Молитва русских». Произведение было создано на основе английского гимна «Боже, короля храни!» (слова и музыка Генри Кэри) поэтом Василием Жуковским. Гимн «Боже, Царя храни! / Славному долги дни» исполнялся при встрече государя. Произведение было официальным гимном до 1833 года.
Рождение второго официального гимна России произошло при царе Николае I. В 1833 году русский государь посетил союзную Австрию и Пруссию, и его встречали звуками британского марша, который появился в 1743 году. Это был своеобразный «интернационал» всех императорских домов Европы. Британская мелодия употреблялась в качестве гимна в 23 странах, в том числе и в России.
Государь, бывший большим патриотом, принял это без восторга. По указанию царя композитор Алексей Львов написал музыку гимна на слова Василия Жуковского (слова были уже другие). Принял участие в создании гимна и Александр Пушкин, которому принадлежат 2 и 3 строки.
Впервые гимн прозвучал в Большом театре 6 (18) декабря 1833 года (по другим данным, 25 декабря):
Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, царя храни!
Слова гимна пропел знаменитый тогда бас Александр Бантышев, а потом они были повторены всем хором. 31 декабря 1833 года гимн был объявлен государственным и оставался таковым до революции 1917 года.
К. П. Брюллов. Портрет В. А. Жуковского
После Февральской революции 1917 года «Боже, царя храни!» отменили. При Временном правительстве использовали как старинный Преображенский марш, так и более современную «Марсельезу» («Отречёмся от старого мира, / Отряхнём его прах с наших ног!»). Это произведение было по нраву революционерам-февралистам, так как подчёркивало их верность Антанте, в первую очередь Франции. Окончательное же решение о гимне новой России должно было принять Учредительное собрание.
Когда в октябре 1917 года произошла новая революция и власть взяли большевики, они в январе 1918 года утвердили государственным гимном РСФСР «Интернационал». С образованием Советского Союза он остался гимном до 1944 года. Это был международный гимн пролетариев-рабочих, коммунистов и социалистов:
Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.
Свежие комментарии