На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 932 подписчика

Свежие комментарии

Морские сражения. Победа, ставшая поражением


Есть такое известное историческое понятие, как «Пиррова победа». Это если по-русски, то «овчинка не стоит выделки», то есть, понесенные затраты и потери не окупают полученных при такой победе преимуществ, и победа в сражении может привести к поражению в кампании.

Что, собственно, и произошло вскоре после битвы при Мидуэе. Сражение у атолла Мидуэй обычно рассматривается как некий переломный момент войны на Тихом океане в ходе Второй Мировой войны, но на самом деле, одно сражение, даже такое, как, например, Сталинградская битва, не в состоянии окончательно и бесповоротно изменить ход войны в целом. Для этого требуется цепочка сражений, в ходе которых противнику наносится урон и перехватывается инициатива.

Таким сражением стала битва у острова Санта-Крус. Вроде бы действительно небольшое сражение, в ходе которого совершенно нельзя сказать, что американцы выиграли, но…

Но начнем по порядку. Потому что сражению 26 октября 1942 года предшествовал как Мидуэй, так и череда менее значимых событий, результат которых оказался просто удивительным.

После победы американского флота у Мидуэя, к США вроде бы перешла стратегическая инициатива. «Вроде бы» - потому что японский Императорский флот хоть и получил изрядную оплеуху, но оставался абсолютно боеспособным.


Новой ареной противостояния стали Соломоновы острова, которые стали зоной интересов обеих флотов плюс австралийского флота, рядом с берегами которого и происходило это безобразие.

Японцев реально интересовала возможность вторжения в Австралию, австралийцы, соответственно, были не в восторге от такой перспективы. Учитывая, что Папуа-Новая Гвинея уже стали к тому времени ареной боев, австралийцам было от чего напрячься.

7 августа 1942 года американский десант высадился на остров Гуадалканал.

Морские сражения. Победа, ставшая поражением

Японцы высадку и проморгали, и не смогли нейтрализовать. Это положило начало длительной кампании, результаты которой были весьма и весьма неоднозначны.

Несмотря на поражение при Мидуэе, японский флот в районе был очень силен. В регионе японцы оперировали шестью авианосцами. У американцев было всего три, да и то, события развивались для ВМС США не лучшим образом.

Вообще этот район получил прозвище «торпедный перекресток». Пройти через Соломоновы острова и не нарваться на торпеду было очень сложно, район буквально кишел подводными лодками всех государств-участниц. Японские, американские, британские, новозеландские, австралийские. Последних двух стран было немного, но они тоже принимали участие в общем карнавале. Торпеды шли отовсюду.

31 августа 1942 года «Саратогу» на три месяца лишила боеспособности субмарина I-26, попав двумя торпедами.

14 сентября того же года «Уосп» получил три торпеды от лодки I-19.


Японцы попали исключительно удачно (повредив одним залпом линкор и потопив эсминец и авианосец), экипаж не справился с повреждениями и «Уосп» затопили.

Из авианосцев флота США в строю остался только «Хорнет». Но преимущество в воздухе пока оставалось за американцами благодаря спешно созданному на Гуадалканале авиационному кулаку «Кактус» на аэродроме «Хендерсон Филд».


Работа сухопутных самолетов по кораблям «Токийского экспресса» (конвои снабжения для островных японских гарнизонов) была столь эффективной, что японцы предпочитали действовать по ночам.

Правда, ночью же линейные крейсера «Харуна» и «Конго» подошли к Гуадалканалу и основательно перепахали аэродром «Хендерсон Филд» своими 356-мм орудиями и вывели и аэродром, и много самолетов из строя.

Надо было что-то срочно предпринимать, и умнейший адмирал Честер Нимиц назначил командующим южным фронтом адмирала Уильяма «Буйвола» Хелси, человека профессионального и пользующегося заслуженным уважением.


И Хелси начал переламывать ситуацию, несмотря на то, что в районе японцы имели преимущество и в кораблях, и в самолетах. 16 октября прибыл из ремонта «Энтерпрайз», получивший к тому же на вооружение самолеты новых типов, а у японцев убыл на ремонт потрепанный в боях «Хийё». Да, первый из шестерки японских авианосцев, «Рюдзё», потопили 24 августа 1942 года самолеты с американского авианосца «Саратога».

Но оставались «Шокаку», «Зуйкаку», «Зуйхо» и «Зуньо», представлявшие собой весьма приличную ударную группировку.


В воздухе реально запахло большим сражением. Обе стороны активно вели воздушную разведку, собирая сведения друг о друге.

К началу сражения Императорский флот Японии имел 43 корабля: 4 авианосца с 203 самолетами, 4 линкора, 8 тяжёлых, 2 лёгких крейсера и 25 эсминцев. Общее командование осуществлял адмирал Кондо.

С американской стороны было 23 корабля: 2 авианосца, 1 линкор, 3 тяжёлых, 3 лёгких крейсера и 14 эсминцев. Плюс 177 самолётов на авианосцах и береговом аэродроме Гуадалканала. Командовал флотом контр-адмирал Кинкейд.

В период с 20 по 25 октября японцы попробовали с наскока взять Гуадалканал. Не вышло. Японская разведка недооценила силы американцев примерно в два раза. Итог наступления оказался предсказуемым, плюс сыграла свою роль общая неудовлетворительная организация и руководство частями, которые вовремя не получали приказов.

Флот, кстати, никакой информации о неудаче армии тоже не получил. Это неудивительно, потому что «противостояние» между армией и флотом в Японии – вещь глупая и общеизвестная одновременно. 25 октября японские лёгкий крейсер «Юра» и эсминец «Акидзуки» стали жертвами воздушного налёта с того самого аэродрома «Хендерсон Филд», который 20 октября начала штурмовать японская армия.

Неприятная неожиданность, особенно если учитывать, что крейсер утонул, а эсминец с трудом дошел до базы, получив повреждения от американских самолетов.


Легкий крейсер "Юра"

Но на общий расклад это не оказало большого воздействия, преимущество японцев в кораблях было большим.

И два флота в итоге пошли навстречу друг другу.

26 октября 1942 года эскадры находились на расстоянии в 370 км друг от друга. Получилось так: патрульные «Каталины» с радарами первыми обнаружили японский флот, но пока в штабе американской эскадры просыпались и решали, что делать с информацией, будить Кинкейда, или нет, японские разведчики обнаружили американцев.

На японских авианосцах сыграли боевую тревогу и начали поднимать самолеты в воздух. И к 7 часам у японцев в воздухе было более 60 самолетов. А к девяти утра с четырех японских авианосцев к противнику шли 110 самолётов.


У американцев на момент 7.40 утра все было печально. Только два патрульных SBD-3 «Донтлесс» обнаружили «Дзуйхо» и удачно попали в него 500-фунтовыми бомбами, разрушив тросовую систему аэрофиниша. «Дзуйхо» мог поднимать самолеты. Но принимать не мог.

Американцы начали поднимать в воздух все, что только можно. Самолеты организовывались в небольшие группы и летели в направлении противника. Первая волна из 15 бомбардировщиков, шести торпедоносцев и восьми истребителей поднялась в 08:00 утра. Вторая — три пикировщика, семь торпедоносцев и восемь истребителей — взлетела к 08:10. Третья, примерно той же численности, ещё на десять минут позже.


Старт однозначно оказался в пользу японцев. Около 8.40 утра самолеты достигли кораблей противника. И японские, и американские. И началось…

Девять японских истребителей атаковали со стороны солнца подошедшие американские самолеты и сбили три истребителя и два торпедоносца. Ещё два торпедоносца и один истребитель получили тяжёлые повреждения и легли на обратный курс. Японцам эта атака обошлась в четыре сбитых истребителя. Американцы уже научились подбирать ключи к «Зеро».

Через 10 минут, примерно в 8.50 американцы долетели до японской эскадры. Японские истребители связали боем американское прикрытие, а основная масса «Зеро» навалилась на американские бомбардировщики и с ходу сбили 4 самолета.

Однако часть пикировщиков прорвалась к «Сёкаку» и сбросила бомбы на полетную палубу авианосца, выведя того из строя. Под бомбовую раздачу попал эсминец «Тэрудзуки», прикрывавший «Сёкаку».


Палуба "Сёкаку" после обработки американцами

А американские торпедоносцы первой группы вообще умудрились потеряться и не найти противника. Развернувшись, они пошли обратно, и на пути им попался тяжелый крейсер «Тонэ», который искусно увернулся от всех атак торпедоносцев.

Следующая волна американских самолётов тоже не сумела отыскать цель и безрезультатно атаковала тяжёлый крейсер «Судзуя», который уклонился от атак американцев. Третья группа все-таки смогла нанести повреждения бомбами тяжелому крейсеру «Тикума», который вышел из боя и отправился на базу в сопровождении двух эсминцев.


Японский крейсер "Тикума". Фото с атакующего самолета

В целом, американские ударные самолеты, несмотря на наведение, действовали далеко не лучшим образом.

Не сильно лучше для американцев обстояли дела и над своей эскадрой. Патрули умудрились проворонить подходящие японские ударные самолеты и 20 торпедоносцев и 12 бомбардировщиков спокойно вышли в атаку на авианосец «Хорнет».

60 с лишним стволов ПВО авианосца устроили в небе над кораблем сущий ад, но три бомбы японских D3А упали на палубу американского корабля. А потом туда же добавился подстреленный зенитчиками японский бомбардировщик.


В царящем на борту «Хорнета» боевом дурдоме сигнальщики в дыму не увидели торпед, которые шли к кораблю. Две торпеды, а потом еще и подбитый торпедоносец ударили в борт «Хорнета». Торпедоносец ударил в борт в районе топливных цистерн и вызвал пожар.


Потери японцев были велики. Истребители и зенитчики сбили 25 японских самолетов, потеряв всего 4 своих.

«Хорнет» потерял ход и начал крениться. Его самолеты начал принимать «Энтерпрайз», палуба которого вскоре оказалась просто завалена самолетами. Не успевшим сесть американским летчикам с «Хорнета» было приказано садиться на воду. Задачу подбора экипажей выполняли эсминцы.

Один из торпедоносцев крайне неудачно приводнился рядом с эсминцем США «Портер». Это был самолет второй группы, не нашедший противника. От удара о воду торпеда самосбросилась и попала в эсминец. Сразу погибло 15 человек, а затем и сам эсминец, экипаж которого пришлось спасать.

К десяти часам подошла вторая волна японских самолетов и принялась за «Энтерпрайз». Японцы потеряли 12 самолетов из 20, но две 250-кг бомбы попали в авианосе6ц, убили 44 и ранили 75 человек, плюс заклинили подъемник правого борта.


Взрыв бомбы у самого борта "Энтерпрайза"

Затем подошли торпедоносцы. Истребители прикрытия «Уайлдкэт» сбили 4 самолета из 16. Один из сбитых торпедоносцев врезался в борт эсминца «Смит», где начался страшный пожар. Потом сдетонировала японская торпеда. В итоге на эсминце погибло 57 человек и корабль был сильно поврежден.

В 11:21 очередная ударная группа с «Дзуньё» добилась еще одного бомбового попадания в «Энтерпрайз», линкор «Южная Дакота» и лёгкий крейсер «Сан Хуан». В атаке погибли 11 японских самолётов из 17. «Энтерпрайз» в итоге начал выход из боя.

А японцы продолжали готовить самолеты к вылету. Потери в двух волнах были огромными, но к 15 часам все боеспособные самолеты уже подошли к американской эскадре, имея приказ добить «Хорнет».

Авианосец шел на буксире, точнее, тащился со скоростью всего 5 узлов.


Авианосец "Хорнет" на буксире у крейсера "Нортхэмптон"

Попасть в него было очень просто, но уставшие японские пилоты попали только одной торпедой. Но хватило и ее. Оказалось затоплено двигательное отделение, авианосец полностью потерял ход, лишился энергоснабжения и получил крен в 14 градусов. Экипаж покинул корабль. Далее подошедшие японские эсминцы добили уже остов ночью 27 октября.

Ночь реально развела эскадры в стороны, американцы не желали продолжения, японцы были бы не против, но запас топлива не позволил гоняться ночью за американцами. В итоге адмирал Ямамото отдал приказ об отходе и на этом битва у острова Санта-Крус закончилась.

Теперь стоит поговорить об итогах, поскольку они будут весьма своеобразными.

Вроде бы победили японцы. Флот США потерял 1 авианосец и 1 эсминец. Были повреждены 1 авианосец, 1 линкор, 1 легкий крейсер и 2 эсминца. Потери авиации составили 81 самолет.

Соединение Кинкейда было очень сильно потрепано. Особенно тяжелой была потеря «Хорнета». Хотя и повреждение только пришедшего из ремонта «Энетерпрайза», который, к тому же, остался единственным авианосцев в регионе, тоже весьма и весьма существенно.

Японцы отделались повреждениями двух авианосцев и одного тяжелого крейсера. Авианосцев у них в районе тоже не осталось, потому что «Сёкаку» и «Зуйхо» отправились на ремонт, а «Зуйкаку» и «Зуйхо» ушли за самолетами.

Потери авиации составили 99 самолетов (из 203-х).

Но самой ощутимой потерей стала гибель 148 японских летчиков. У американцев погибло всего 26 пилотов. Даже в битве у Мидуэя японцы потеряли меньше летчиков.

Адмирал Нагумо, изучив итоги сражения, сказал: «Это была тактическая победа, но стратегическое поражение для Японии».

Странный вывод, потому что если смотреть на цифры, то японцы мало того, что победили, так еще и сильно затруднили действия американской морской авиации в районе Соломоновых островов…

Но воюют не цифры. Точнее, не всегда цифры могут показать реальное положение дел.

Самый главный итог: японцы не смогли взять Гуадалканал и ликвидировать американский форпост в районе.

Американский флот понес потери, но потери не оказались значительными настолько, чтобы нейтрализовать действия флота в регионе.

Потери японского флота были велики, особенно в плане морской авиации. Начиная с 1943 года японская морская авиация, потеряв лучшие экипажи, начала уступать первенство американской.

Переломить боевое превосходство флота США мог только полный разгром американцев в каждом боевом столкновении, да еще желательно и «малой кровью». Санта-Крус показал, что на это рассчитывать не стоит.

А вообще к началу 1943 года стало совершенно понятно, что затяжная война на истощение идеально подходит для США. Страна в состоянии компенсировать любые потери в кораблях и живой силе, что было совершенно недоступно для Японии.

Любой потерянный крупный корабль японского флота было совершенно нечем заменить. Япония не успевала, точнее, не могла строить корабли взамен потерянных, максимум, на что хватало ресурсов страны – это устранять повреждения, получаемые в боях.

И с каждым годов войны Япония все менее успевала компенсировать потери на всех фронтах, воевать становилось все сложнее, а противник, наоборот, все спокойнее превращал свое экономическое преимущество в боевое. На каждый потопленный корабль США отвечали двумя, на каждый сбитый самолет – шестью.

И к 1944 году фактически японская морская авиация прекратила свое существование. И, если самолеты еще можно было построить, то выбитых опытных летчиков заменить было некем.

Получилось так, что в сражениях 1942 и частично 1943 года США выиграли воздух Тихого океана. После чего разгром японского флота оказался делом исключительно времени.

Вот так вроде бы победа обернулась абсолютным поражением.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх