На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 933 подписчика

Свежие комментарии

Хельсинки-1952. Олимпиада фронтовиков

Эмблема Летних Олимпийских игр 1952 года

 

Советский Союз до Второй мировой войны в Олимпиадах не участвовал. Международный олимпийский комитет (МОК) тех времен притворялся близоруким, демонстративно не замечая огромную страну рабочих и крестьян. Но после войны государство, победившее фашизм, игнорировать было уже нельзя.


  
 

Советский олимпийский комитет

А наша страна тогда поднималась из руин войны, залечивала раны. И хотя людям было очень тяжело, спорт не утратил популярности: изголодавшиеся по мирной жизни фронтовики после тяжелой работы шли заниматься в немногочисленные секции и спортзалы. А стадионы, на которых проходили первые послевоенные спортивные состязания, забивались болельщиками до отказа. И не только футбольные матчи – любые виды спорта стали неимоверно популярны.
Но все-таки боялось советское руководство опростоволоситься на международной мировой арене – много отличных спортсменов погибло на войне, слишком изможденными были выжившие. Поэтому вместо спортсменов на Олимпиады 1948 года решено было отправить небольшие делегации спортивных специалистов – для ознакомления и разведки.
Вернувшись из швейцарского Санкт-Морица, делегаты доложили, что в зимних Олимпийских играх нам участвовать рано. На лондонскую Олимпиаду поехали 13 человек. Был сделан вывод: в большинстве видов спорта для СССР соперником номер один являются США.
В 1950 году организационный комитет по проведению хельсинской Олимпиады прислал в Москву официальное приглашение участвовать в предстоящих Играх. На этот раз советские спортивные организации приняли приглашение. И 7 мая 1951 года МОК признал Олимпийский комитет Советского Союза.

Начало великого спортивного противостояния

XV летние Олимпийские игры в Хельсинки открыли эпоху противостояния на олимпийской арене двух могучих государств – СССР и США. В соперничество в дальнейшем включились все ведущие страны Запада и Востока, а также Куба и Япония. Спорт становился оружием холодной войны. Начались гонка за рекордами и олимпийскими победами, постоянное противопоставление результатов спортсменов СССР и США, социалистических и капиталистических стран.
Апологеты американского образа жизни утверждают, что в Хельсинки СССР, дескать, показал несостоятельность советского спорта. Отчасти в их рассуждениях есть резон: американцы намного опередили наших по завоеванным золотым медалям (40 против 22), превзошли, хотя и немного, по общему количеству медалей (76 против 71). Но в неофициальном командном зачете спортсмены США и СССР набрали одинаковое количество очков – по 494. И почему-то никто не вспомнит, что советские спортсмены были не просто новичками на Олимпийских играх – они вообще не имели никакого опыта международных соревнований.

Пааво Нурми зажигает олимпийский огонь на стадионе

Первые чемпионы

Уже вскоре после открытия Олимпиады на стадионе в Хельсинки прозвучал гимн Советского Союза. Первая победа была потрясающей, весь пьедестал почета заняли советские спортсменки − метательницы диска: Нина Думбадзе, Елизавета Багрянцева и выше всех Нина Ромашкова. Это были наши первые олимпийские чемпионки. Первые золото, серебро и бронза. Весь стадион встал, аплодируя советским спортсменкам.
Есть что-то символическое в том, что первое олимпийское золото завоевала девушка, родившаяся в гулаговском бараке. В спорт Нина Ромашкова попала случайно: в магазин, где она работала, пришла комсомольская разнарядка на участие в кроссе. Поступив в институт, девушка начала заниматься в спортсекции. Однажды во время тренировки потеряла сознание. Ее привели в чувство, и тренер спросил, когда она последний раз ела. Нина честно призналась, что пару дней назад.
Сегодня Нина Аполлоновна Пономарева (Ромашкова), восьмикратная чемпионка СССР, двукратная олимпийская чемпионка, рекордсменка мира, живет в Москве. Поедет ли первая олимпийская чемпионка в Сочи, теперь уже как зритель, на момент написания этой статьи было неизвестно.
А из мужчин первым советским олимпийским чемпионом стал штангист Иван Удодов. Когда он вышел на помост и поднял штангу над головой, все обомлели – на руке у него «горел» номер, который получают узники концлагеря. Арбитр, обслуживающий соревнования, настолько был растроган, что крепко обнял Ивана. Во время войны 16-летним мальчишкой Удодова немцы вывезли на принудительные работы в Германию. За строптивость он попал в лагерь смерти Бухенвальд. Когда будущего штангиста освободили, он весил всего… 29 килограммов.

Метательница диска Нина Пономарева (Ромашкова), 1952 год

С фронта – на стадион

Все советские спортсмены того времени прошли страшную войну. Аркадий Воробьев был морским пехотинцем. Евгений Лопатин – офицер-сталинградец. В одном из боев пулеметная очередь перебила ему левую кисть. И все-таки с больной рукой он выиграл чемпионаты СССР и Европы, взял серебряную медаль в Хельсинки.
Главный герой ХV Олимпиады – гимнаст Виктор Чукарин. Он еще до войны был мастером спорта. На фронт пошел добровольцем. В бою под Полтавой его контузило, и Виктор оказался в плену. В конце войны вместе с другими узниками немцы заперли его в барже, приготовленной к затоплению. Спасли пленников английские моряки. Истощенный, но не сломленный Виктор нашел силы вернуться в большой спорт. На Олимпиаде зрители ходили на его выступления как на сказочные феерические зрелища. Чукарин выиграл абсолютное первенство – четыре золотые и две серебряные медали.
Гимнаст Грант Шагинян на фронте был ранен в ногу. Но хромота не помешала ему завоевать две золотые и две серебряные медали, покорить зрителей выступлениями на коне и обогатить спортивный мир «вертушкой Шагиняна».
У борца Якова Пункина подергивалось плечо – нервный тик после ранения. Но на тех Играх он взял золото.
Боксер Сергей Щербаков во время войны был бойцом особого диверсионного отряда, получил несколько ранений, в результате у спортсмена не двигался голеностопный сустав. Но, несмотря на такой дефект, он стал серебряным призером.
Юрий Тюкалов взял золотую медаль в соревнованиях гребцов-одиночников. Но больше всего он всегда гордился другой наградой – медалью «За оборону Ленинграда». Он получил ее 12-летним мальчишкой за тушение зажигалок и пожаров и помощь раненым. Он пережил блокаду от первого до последнего дня.
Это список можно продолжать долго. Все члены советской олимпийской команды – спортсмены (381 человек, из них 49 женщин), врачи и управленцы – были опалены войной. Но в их израненных телах жила неугасимая сила духа. И апофеозом этой силы был футбольный матч с югославами.

Слева направо: Нина Думбадзе (2 место), Нина Пономарева (1 место), Елизавета Багрянцева (3 место)

Драма в Тампере

Как раз в те годы испортились отношения между СССР и Югославией. Иосипа Броз Тито в советских газетах упоминали только с употреблением бранных эпитетов: «кровавая собака», «наймит американского империализма» и прочие перлы журналистики тех времен. А в Хельсинки нашим футболистам досталось в одной восьмой финала встречаться с югославами. Сверху была спущена директива: обязательная победа. Поговаривали, что это был приказ самого Сталина. А в Союзе все понимали, какие последствия ждут не выполнивших указания вождя.
Между тем у югославов была очень сильная, опытная команда − серебряный призер предыдущих Олимпийских игр, участница чемпионата мира 1950 года. А наша сборная хоть и имела в составе сильных игроков, была создана всего за четыре месяца до игр, успела провести лишь несколько тренировочных товарищеских матчей – игроки еще не успели сыграться.
20 июля в финском городе Тампере начался тот матч. Первый тайм был разгромным для наших – 3:0. В самом начале второго тайма югославы забили четвертый мяч. Лидеру советской сборной, легендарному Всеволоду Боброву удалось отыграть один мяч, но спустя шесть минут Зебец забил в наши ворота еще один гол.
До конца матча 15 минут, а счет 5:1. Никто не сомневался в разгроме советской сборной. История большого футбола не знала случая, когда за такое короткое время был бы ликвидирован разрыв в четыре мяча.
Но здесь случилось невероятное. На 75-й минуте Василий Трофимов забил второй мяч. А затем… Из воспоминаний Игоря Нетто: «Не сговариваясь, но каким-то шестым чувством ощутив настроение каждого, мы заиграли на пределе своих возможностей. Так заиграл каждый. Однако острием, вершиной этого волевого взлета был, бесспорно, Всеволод Бобров». Вездесущий Бобров забил еще два гола. А на 89-й минуте полузащитник Александр Петров, вырвавшись вперед, головой забил пятый гол! 5:5.
Но в добавочное время, несмотря на непрерывные атаки наших, счет остался неизменным. Тогда не было нынешних серий пенальти, и через день назначили переигровку, которую, к сожалению, наши футболисты проиграли со счетом 3:1.
Выводы последовали незамедлительно. Хитроумный Берия, опекавший команду «Динамо» и ревниво относившийся к главным конкурентам – армейцам, убедил Сталина, что в проигрыше югославам виновата, прежде всего, команда ЦДСА, на базе которой была создана сборная СССР. В итоге и сборная страны, и армейский клуб были расформированы. Главного тренера Бориса Аркадьева, а также Петрова, Башашкина, Николаева, Бескова и Крижевского лишили всех высоких спортивных званий. Но за футболистов вступился сын вождя – Василий, а самое главное, Сталин, не доверяя Берии, получал также информацию из других источников. А из них он узнал про подробности первого матча в Тампере: о том, как советским футболистам рукоплескали трибуны и даже противники-югославы. О том, что западные газеты и специалисты считают игру советских футболистов самым значительным и захватывающим событием хельсинской Олимпиады. О том, что тот матч показал всему миру высочайшую силу духа и волю к победе советских спортсменов.

Картина дня

наверх