На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 928 подписчиков

Свежие комментарии

Таинственные карлики - реально существовавший народ?

Фольклор - это помимо прочего еще и историческая память народа



Фольклор практически любого народа изобилует всякими таинственными существами, и практически у любого народа такими существами являются маленькие человечки. Их называют по-разному. В Норвегии - альфарами, в Дании и Швеции - эльвами, в германских землях - альбами, англосаксонские племена кличут их эльфами и гномами.

Им приписываются различные мистические и волшебные свойства, их считают мудрецами, чародеями, величайшими мастерами по обработке металлов, изготовителями магических предметов... Они были первоначальными жителями этих местностей и с появлением людей всегда уступали им место, исчезая бесследно, уходя, как правило, под землю. Предания об этих загадочных существах особенно широко распространены среди народов Северной Европы.

В принципе, сама возможность существования маленьких людей не должна вызывать удивления - это явление известно и многократно описано учеными. В биологии этот недостаточно изученный феномен малорослости, карликовости называется термином "нанизм". По современным представлениям, он представляет собой адаптацию к различным факторам окружающей среды, в том числе низким температурам и недостатку пищи. В наше время племена "маленьких людей" - пигмеев - обитают в экваториальной Африке и на Андаманских островах.

В Европе считали карликами такие народности, как лопари и ненцы. Есть даже известная гравюра 1799 г. под названием "Лопарь" И.-Г. Георги и К.М. Рота. На ней четко заметны несколько неправильные пропорции изображенного человечка - нетрудно догадаться, что он мал ростом. Ганзейские купцы привозили из Новгорода рассказы русских промышленников о том, что по ту сторону Гиперборейских (Уральских) гор живут пигмеи "ростом не выше трехлетнего мальчика". Финны называли лопарей "пигмеями севера", а в Европе в XVI в. ненцев-самоедов также изображали карликами. На карте норвежского мореплавателя Олая Великого (1567 г.) к северу от Норвегии, выше Лапландии, показана страна Scriclinia - страна карликов-скриклингов с надписью: "Здесь обитают пигмеи-скриклинги".

Каких-то странных очень маленьких людей, "заклепанных в скале" и говорящих на непонятном языке, повстречали люди новгородца Гюряты Роговича, посланные им собирать пушную дань "за Камень"...

Никто не будет спорить, что фольклор - это помимо прочего еще и историческая память народа. Подобные фольклорные свидетельства очень интересны у народов Севера России. Н.Карамзин отмечал, что "...в России финны и чудь славились волшебством". Карамзин основывался на свидетельствах древнерусских источников о колдунах, прорицателях, чародеях из среды финно-угорских народов, обитавших на севере Руси. Можно вспомнить и "вещего финна" из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила", который постиг ученье колдунов "у финских берегов". Между тем у финских народов всегда существовало стойкое убеждение, что своим волшебным знаниям местные чародеи во многом обязаны неким подземным духам-карликам.

Предания о карликах, обитавших в пещерах или под землей, существовали у всех финских народов, из которых древнейшими обитателями Севера являются лапландцы (саамы, лопь и те же лопари). По-фински подземных карликов называли "огненноглазые", по-лопарски - "сайвок".

Лапландцы - народ кочевой. Раскинув свое легкое жилище из оленьих кож на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место - она закрывала вход в подземное обиталище сайвоков. С карликами - подземными жителями, могучими волшебниками, лопари опасались ссориться.

Саамы рассказывают еще о ульдрах - коренных жителях Лапландии. Зиму ульдры проводят в своих подземных убежищах. Часто лапландцы слышат, как под землей забеспокоились ульдры, что означало - как и в случаях с сайвоками - что жилище случайно закрыло вход в подземные дома этих маленьких существ, и нужно поскорее этот вход освободить. Если этого не сделать, ульдры могут сильно навредить - порвать оленьи шкуры, украсть из колыбельки дитя и подложить вместо него своего уродца. В этом случае рекомендуется обращаться с маленьким ульдром нежно - тогда мамка-ульдр смилостивится и вернет человеческого ребенка на место.

Днем и ульдры, и сайвоки слепнут от света и поэтому выходят на поверхность ночью. При встрече с ульдром надо держаться с ним как можно осторожней и не делать ничего, что тому может не понравиться, ведь ульдры - могучие волшебники.

Для вепсско-карельской и мерянской культур существует другое название маленького народа - "памы". В легендах Севера чудь и памы нередко оказываются совершенно тождественными друг другу и обозначают в совокупности древних аборигенов края, обобщенный образ которых в одинаковой степени архаизируется и гиперболизируется. По преданиям, легендарные чудские памы ушли под землю вместе с чудью. А у финских народов - заволочской чуди, коми-зырян, вепсов - жрецы, волхвы, мудрецы стали называться с тех пор Памами.

Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились и у народа коми, живущего на Печорской низменности. Там не сомневаются в существовании маленьких человечков, могучих колдунах, творящих чудеса и предсказывающих будущее. Колдовство их обладало страшной силой. По их приказанию меркли Солнце и Луна, день превращался в ночь, а ночь - в день.

У коми считается, что маленькие человечки пришли с севера. Сначала человечки не умели говорить на языке коми, потом постепенно выучились. Они же научили людей ковать железо и вообще обращаться с металлами. Маленьких человечков здесь называют чудами, "чудь-дез".

На побережье Ледовитого океана "эстафету" легенд коми о карликах принимают ненцы. "Давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут в высоких песчаных сопках жили "сииртя" - очень маленького роста. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли". Так рассказывают ненцы о сииртя - странном, полумифическом народе, некогда населявшем пространство от Канина Носа до Енисея.

Путешествовавший в конце XVIII в. по Северу России академик И. Лепехин писал: "У самоедов и других северных народов существуют предания о живущих под землей людях. Самоеды называют их Сиртье и говорят, что это народ, занимавший их страну раньше их и который после их прихода ушел в землю и живет еще там".

А вот еще интересное описание сииртя, записанное исследователями в Находке на основе местных сказаний. "Это люди очень низкого роста, но коренастые и крепкие, жившие тысячу лет назад. Во всем они отличались от ненцев: домашних оленей не держали, охотились на оленей-дикарей, носили иную одежду: например, ягушек (распашная женская одежда из оленьей шкуры), как ненцы, не имели, одевались в шкуры выдры (намек на глухую верхнюю одежду). Однажды появилась большая вода, затопившая все низменные места на Ямале. Жилищами сииртя стали недра возвышенных сопок - "седе" (по другой версии, сииртя "ушли в сопки" потому, что с появлением "настоящих людей" - ненцев - прежняя земля перевернулась оборотной стороной). Став подземными жителями, сииртя впредь опасались выходить на дневной свет, от которого у них лопались глаза. День у них стал считаться ночью, а ночь - днем, ибо только по ночам они могли выходить из сопок, да и то, когда в окрестности все тихо и нет людей. Сейчас сииртя осталось мало, и все реже они выходят на поверхность. Под землею они ездят на собаках и пасут мамонтов ("земляных оленей"). Только шаман может определить, в какой сопке сииртя есть, а в какой их нет".

Как видите, описание и характеристики таинственного народца из разных источников во многом перекликаются. Что не может не говорить о том, что народ этот на самом деле когда-то очень давно существовал. Так считают и многие специалисты, и это мнение подтвердили археологические раскопки. В местах предполагаемых мест обитания сииртя находят железные и бронзовые предметы исключительной выделки, изготовленные по их данным не раньше середины I тыс. н.э.

Так кто же они такие эти таинственные сиртя? Известно, что самоеды (народы самодийской языковой группы) - ненцы и др. - сравнительно недавно заселили побережье Северного Ледовитого океана (с XI по XVIII в.), кто же здесь жил до них? Предки ненцев начали освоение Западной Сибири еще восемь тысячелетий назад. В своем движении на север они сталкивались с энцами, тунгусами, хантами и манси, селькупами, нганасанами и странным малорослым народом сииртя. Если с первыми народностями все просто - они существуют и сейчас, то над загадкой сииртя ученые ломают головы до сих пор.

В энциклопедии "Мифы народов мира" упоминается загадочный "малый народец" Самодийской мифологии - это антропоморфные существа маленького роста, живущие под землей. Существует предположение, что в образе сииртя отражены воспоминания ненцев о досамодийском населении тундры. И действительно, в легендах о сииртя легко просматриваются два пласта: первый, о досамодийском населении тундры (есть гипотеза, что это были юкагиры), и второй, более древний, имеющий общие корни с северными преданиями о "чуди белоглазой". Реальность сииртя настолько не вызывает сомнений, что некоторые исследователи даже пытаются отыскать археологические следы этого народа. Из всех народностей, с кем соприкасались в своей истории ненцы, только сииртя остаются загадкой...

"Сииртя - это такой белый, как известь, человек, - рассказывают ненцы. - Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, тот счастливый будет". Сииртя, по мнению ненцев, выходили на поверхность только ночью, избегали встреч с людьми, однако некоторым из ненцев посчастливилось общаться с сииртя и перенять у них крупицы их знаний.

Согласно описаниям ненцев, у сииртя были светлые, близко посаженные глаза. Они носили красивую одежду с металлическими подвесками, часто одаривали людей металлическими изделиями, ведь они прекрасные кузнецы и ювелиры.

С сииртя ненцы встретились на северном побережье полуострова Ямала. Если в фольклоре ненцев эпизодов борьбы с другими племенами довольно много, то сюжетов о войне ненцев с сииртя почти нет - загадочные карлики-сииртя, рассказывают ненцы, способны исчезать, становиться невидимыми.

Следы сииртя сохранились по всей тундре: в названиях многих рек ("Сииртя-яха" - река сииртя), сопок, урочищ ("Сииртя-нада" - "яр сииртя"). Известно, что сииртя - богатый народ: у них в изобилии имеются серебро, медь, железо, свинец и олово. Они живут в земле и добывают эти металлы из земли. В своих подземельях сииртя греются перед небольшим синим огнем.

Буквально недавно ямальский оленевод Мэе Окотэтто обнаружил стоянку древнего человека - сииртя. В северной части полуострова Ямал он нашел наконечники стрел, металлические гарпун и топор, керамические изделия. Опытный тундровик считает, что эти предметы могут принадлежать только охотнику-промысловику, так как места находки не пригодны для выпаса оленей. А ведь по преданиям сииртя были не только кузнецами, но и великолепными промысловиками, охотниками.

Говорят, что сииртя можно повстречать и в наши дни. Писатель Григорий Темкин в 1987 г. услышал удивительную историю от пожилой ненецкой женщины, которая рассказала о бабке лет восемьдесят, Выучейской Галине Николаевне, которая с сестрой видела мужчину-сииртя. "Словно снег с сопки помело. А ведь лето стояло, а там снег. А облачко к озеру все ближе, ближе... Потом по воде пошло, над сетью остановилось - и обмерли. Не облако это, а мужик. Маленький, как ребенок, волосы тоже белые... и рыба сама к нему из сетки в мешок прыгает... Мужичок рыбу выбрал да на бабок как зыркнет! Погрозил им пальцем: мол, мое озеро, и рыба моя. И пропал. А над тем местом между озером и небом столб стоял из света, будто фонарь кто включил... Раньше, старики говорили, их много по тундре жило".

Другая группа свидетельств - это предания о чуди белоглазой, еще одного таинственного и мифического народа, заселявшего в свое время русский Север. Эти предания распространены повсеместно: в Беломорье, Приладожье, на Урале и в Сибири. Согласно этим преданиям, здесь задолго до прихода русских жила чудь белоглазая. Этот народ занимался в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли "чудскими копями".

Некоторые легенды о чуди более чем конкретны, в них указываются сохранившиеся до сих пор населенные пункты, урочища, а также крестьянские фамилии и рода, берущие свое начало от чудских родов. Другие предания о чуди имеют мифический характер, полностью утратив какие-либо реальные черты. Очевидно, что русские предания о чуди имеют несколько "слоев", один из которых - предания об "ушедшем в землю" чудском народе. Г. Куликовский в "Словаре областного Онежского наречия" пишет о "действительной чуди" и "чуди загадочной". Вот эта последняя-то и интересна исследователям более всего...

Эта "чудь загадочная", как утверждают легенды, пришла откуда-то с севера. Когда же пришли русские, то "чудь в землю ушла, под землей пропала". Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: "...И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег". Уходили чудинцы в эти ямы, надо сказать, со всем имуществом.

Трудно сказать, насколько эффективен такой способ массового самоубийства. И зачем надо было при этом брать с собой имущество? На том свете оно все равно не понадобится. Есть многочисленные сообщения, что "в ямах" после гибели чуди никаких сокровищ не отыскивались. Куда же они делись? Но все встает на свои места, если предположить, что, сооружая навес над ямой, чудь тем самым просто-напросто закрывала от непогоды и любопытных глаз вход в сооружаемое подземелье. А указанным способом - подрубив столбики - очень удобно заваливать готовый вход в подземные лабиринты, куда и ушла легендарная чудь, захватив свое добро...

И потом, "уйдя в землю", чудь везде оставила после себя не ямы, а сопки, курганы. В разных местах показывали места "вечного упокоения" чуди, которые очень похожи на "священные места". Как тут не вспомнить сиды - волшебные холмы ирландцев, где живут карлики-лепраконы! С чудскими курганами связаны, по преданиям, многие загадочные явления. Эти курганы в ночи нередко светятся синим пламенем, из них доносятся звуки -завывания, постукивания, гул.

Сказания утверждают, что, уходя, чудь оставила много кладов. Клады эти заговоренные, "заветные": на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют эти клады: "Слуда и Шудякор - чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: "Мимо этого городища поздно вечером не ходите - кони затопчут!" Так утверждает одна из местных летописей.

В другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано про "чудской клад" в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, аршинах в четырех, стоит трухлявый пень до 2 м. в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид "чудинцев" столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости "заживо погребенной" чуди, - мертвецы, охраняя свои клады, внезапно оживали, как только кто-нибудь приближался к их сокровищам.

В 1924-28 гг. семья Рерихов находилась в экспедиции по Центральной Азии. В книге "Сердце Азии" Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал: "Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами". А еще раньше, в 1913 г., Николай Рерих написал на эту тему картину "Чудь под землю ушла".

В некоторых сказаниях рассказывается о том, что чудь ушла в землю через подземные ходы: "когда слух о святых Пахомии Конском и Антонии Сийском достиг чуди, то они убоялись и убежали в непроходимые леса. В лесах они понаделали себе, особенно в песчаном грунте, подземных ходов".

А что вообще нам известно у чуди более-менее достоверного? Так же, как сайвоки на Кольском полуострове, народ чуди не любит бывать на дневном свету, но некоторые люди слышат исходящий из-под земли звон. И звон этот неслучаен. Спелеологи из экспедицией ОГПУ, не один раз штурмовавшие эту пещеру и доходившие до ее второго дна, вспоминают чувство непонятного, ничем не обоснованного страха, охватывающего их в одном из ходов пещеры. И по сей день узкий лаз, в который переходит этот ход, никем не пройден.

В предгорьях Урала, где исчезла чудь, находится одно место - пещера Сумган, с которой связано "ощущение ужаса", как и в случае с лазом, найденным на Кольском полуострове.

Как же выглядела та самая "загадочная чудь"? Это были люли небольшого роста, красивые, с необычайно приятными голосами. Помимо этого, они были белоглазыми. Иногда чудь называют просто "белоглазыми". Что же это за народ такой белоглазый? С маленькими радужками и большими белками? Или радужка белого цвета? Или просто очень светлые глаза? Во всяком случае, это очень характерная и важная деталь. Одна из поморских легенд говорит о том, что чудь "был народ краснокожий", темноволосый. Этот народ перебрался на Новую Землю, "за Дышащем морем", где живет до сих пор, скрываясь в недоступных местах или при встрече с людьми становясь невидимыми.

На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: "Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены. Ходит по деревне и зазывает: "Приходите ко мне в гости, я пельмени варю!" Нашлось человек десять желающих, все пошли за девкой. Ушли они к Чудскому роднику и все куда-то исчезли. Назавтра повторилось то же самое. Не из-за глупости своей попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой. Гипнозом, как сейчас говорят. На третий день бабы из этой деревни решили отомстить чудской девке. Когда вошла она в деревню, бабы облили ее кипятком. Девка побежала к роднику и запричитала: "Одэге! Одэге!" Вскоре жители Важгорта навсегда покинули свою деревню, ушли жить в другие места..."

Одэге - что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?

Загадку чуди с давних времен пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы. Существовали разные версии о том, кто такая чудь. Этнографы-краеведы Ф.А и А.Ф. Теплоуховы чудью считали угров (хантов и манси), т.к. как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья. Ученый-лингвист А.С. Кривощекова-Гантман не соглашалась с этой версией, потому что в Прикамье практически отсутствуют географические названия, расшифровывающиеся с помощью угорских языков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучения. Казанский профессор И.Н. Смирнов считал, что чудь - это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь - это "наши предки". Последняя версия получила наибольшее распространение, и большинство этнографов придерживалось до последнего времени этой версии.

Открытие на Урале древнейшего города ариев Аркаима и "Страны городов" Синташты несколько пошатнуло традиционную версию. Начали появляться версии, что чудь - это древние арии (в более узком смысле - предки индоиранцев, а в более широком - предки индоевропейцев в целом). Эта версия нашла немало сторонников среди ученых и краеведов.

Если лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских языках есть много иранизмов, то в последние годы появилось мнение, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт.

Но где Иран - и где Урал и финно-угорские племена? Однако не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. Примеров много, приведем лишь один: в индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда; в финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц.

Сходство имеется и непосредственно в названиях. Например, бог у удмуртов - Инмар, у индоиранцев Индра - бог грома, Инада - праматерь; в коми мифологии имя Ема носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Иима - также первочеловек; созвучно название бога также у финнов - Юмала, и у марийцев - Юмо. "Арийское влияние" проникло даже в этнонимы финно-угров: татары и башкиры своих соседей удмуртов называют этнонимом "ар".

Так кого же на Урале называли чудью? Если ариев, то снова возникает вопрос: почему появилась путаница с тем, кого считать чудью, и почему этноним чудь "прилип" именно и только к финно-угорским народам? Какая существует взаимосвязь между индоиранскими и финно-угорскими народами? Видимо, здесь следует вспомнить мнение Льва Гумилева, который считал, что новый этнос, так же, как человек, рождается от двух родителей-этносов. Тогда становится понятно, почему предания называют чудь то "другим народом", то "нашими предками".

В связи с этим еще более интересно, что же кричала чудская девка, облитая кипятком? Может быть, слово "одэге" есть в индоиранских языках? Если мы откроем санскритско- русский словарь, то найдем там похожее по звучанию слово - "удака", означающее "вода". Может быть, она стремилась добежать до Чудского родника, единственного места, где могла спастись?

О том, что рыбаки видели чудь на Новой Земле еще "лет пятьдесят назад", говорит предание, записанное на Севере в 1969 г. Этот поморский рассказ о краснокожей чуди- невидимке, живущей на Новой Земле, открывает цикл других легенд о чуди - загадочных маленьких человечках, живущих под землей, в пещерах гранитных скал.

Встретить их можно крайне редко - чудинцы избегают людей и могут становиться для них невидимыми, "уходить в камень" или оборачиваться в зверя - мышь, белку. Но иногда чудинец может прийти на помощь человеку мудрым советом или волшебством. Дальним отголоском этих легенд служит мудрый и добродушный "старичок-лесовичок" русских сказок, помогающий Ивану-Царевичу с помощью волшебного клубка найти дорогу к похищенной Кощеем красавице, дарящий ему шапку-невидимку, а потом вдруг исчезающий под землей.

О.БУЛАНОВА

http://planetatain.ru/blog/tainstvennye_karliki_realno_sushh...

Картина дня

наверх