«Как в зеркало смотрю» — отзывы бывших бандитов
«Я чуть со стула не упал, когда увидел сцену с золотыми зубами!» — смеется Михаил К., бывший член ОПГ из Нижнего Новгорода. «Точь-в-точь как мой кореш Витька — зашел к стоматологу прибарахлиться, а вышел с целой челюстью из золота».
Криминальные авторитеты 90-х с ностальгической улыбкой отмечают детали, которые обычному зрителю кажутся фарсом. «Эта сцена в ресторане — один в один наша стрелка 95-го года. Только у нас салат еще на пол упал», — вспоминает Александр В., экс-участник тольяттинской группировки.
Бывшие участники событий выделяют ключевые моменты правдивости фильма:
Манера разговора и жесты
Схемы решения конфликтов
Правила поведения на стрелках
Способы отмывания денег
Психология бандитского мышления
«После просмотра три дня отойти не мог», — признается один из бывших участников ОПГ. «Балабанов будто с нами по малинам ходил — настолько точно все показал».
«Русский Тарантино на стероидах» — взгляд американских критиков
«Это как если бы "Криминальное чтиво" сняли в России, накачав его водкой и безумием», — пишет The New York Times. Американские критики в шоке: они не могут поверить, что такой абсурд мог происходить в реальности.
«Каждая сцена — это пощечина голливудским стандартам», — возмущается один критик и тут же добавляет: «И именно поэтому фильм такой чертовски хороший!»
Голливудские эксперты, глотая попкорн и валидол, выделяют следующие убойные особенности картины:
Жестокий черный юмор — герои шутят о смерти так непринужденно, будто обсуждают прогноз погоды. «В одной сцене с покойником больше искреннего смеха, чем во всех комедиях этого года!» — признается критик Variety.
Внезапные взрывы насилия — перестрелки начинаются на ровном месте и снимаются с документальной дрожью в руках. «Как будто смотришь любительское видео с места событий, только актеры играют гениально», — пишет The Hollywood Reporter.
Философские разговоры в неподходящих местах — бандиты обсуждают смысл жизни, сидя на трупах врагов. «Достоевский встречает Тарантино в русской бане!» — восклицает кинокритик из Boston Globe.
Непредсказуемость сюжетных поворотов — зритель никогда не угадает, кто кого предаст в следующей сцене. «Следить за сюжетом — как играть в русскую рулетку: никогда не знаешь, что выстрелит», — метко замечает журналист Chicago Tribune.
Нетипичные для американского кино герои — все персонажи одновременно обаятельны и отвратительны. «Они могут расстрелять человека, а потом искренне переживать о разбитой вазе», — недоумевает критик Los Angeles Times.
«Если Тарантино смешивал кровь с попкорном, то Балабанов добавил в этот коктейль водку и русскую тоску», — пишет восхищенный редактор Sight & Sound. Американские критики признают: «Жмурки» открыли им глаза на то, каким может быть настоящее криминальное кино без голливудского глянца.
«После этого фильма хочется или срочно напиться, или немедленно начать снимать кино», — делится впечатлениями молодой режиссер из Техаса. «А лучше — и то, и другое одновременно!» Возможно, именно в этой способности совмещать несовместимое и кроется секрет магнетизма «Жмурок» для американской аудитории.
«Это что, правда было?» — культурный шок американцев
«Я думал, что "Большой Лебовски" — странный фильм, пока не посмотрел "Жмурки"», — признается Джон из Техаса. «Теперь я понимаю, что такое настоящее безумие».
Американская публика не может поверить в реальность происходящего на экране. «Когда бандит становится депутатом — это же шутка, правда?» — спрашивают они. А российские зрители только усмехаются в ответ.
«В Америке за такой фильм режиссера бы распяли», — говорит продюсер Michael Bay. «А в России это считается комедией. Поразительно!»
Голливудские профи: «Как они это сняли?»
«Оператор будто пьяный танцует с камерой — и это гениально!» — восхищается David Fisher, голливудский оператор с 20-летним стажем. Профессионалы из Голливуда разбирают технические аспекты фильма с особым азартом.
«Звук записан так, будто ты сам сидишь за столом с бандитами», — отмечает звукорежиссер Tom Peters. «Каждый звон стакана, каждый скрип стула — все работает на атмосферу».
Монтажеры отмечают особую «рваную» технику. «Это как джаз в монтаже — вроде хаос, а на самом деле тщательно выстроенная композиция», — делится Robert Wilson.
От бандитов к ученым: «Жмурки» как пособие по истории
«Этот фильм объясняет российские 90-е лучше любого учебника», — заявляет профессор Smith из Колумбийского университета. На его лекциях студенты с открытыми ртами смотрят сцены из «Жмурок».
«В одной сцене с малиновым пиджаком больше правды о постсоветской России, чем во всех аналитических статьях того времени», — считает социолог Jane Cooper.
«Когда студенты спрашивают, как обычные люди могли выживать в таком хаосе, я просто включаю им "Жмурки"», — говорит историк Mark Thompson. «После просмотра вопросов обычно не остается».
Свежие комментарии