На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 900 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентина
    а про Бартини (если  не ошибаюсь) можно добавить?Сокровища Русской...
  • Anodtat
    Настоящий советский офицер.Гордость кинематографа.Как актер Алексей...
  • Валерий Протасов
    А ведь и правда. Рациональное зерно в этой мысли есть.Когда Сталин нача...

«Красный гамбургер». Как СССР опередил Макдональдс

Сегодня арка в виде разлапистой желтой буквы М известна каждому. Даже исторические центры мировых столиц не избежали похабной «модернизации»: история – это, конечно, хорошо, но обеденный перерыв короток, а кушать хочется всегда. Для рожденных в СССР фастфуд – непременный атрибут загнивающего Запада.

Но как все было на самом деле?

«Мы наш, мы новый мир построим»

Придя к власти, пройдя естественное шоковое состояния, большевики с огромным энтузиазмом принялись переделывать все устоявшиеся, условно «царские» институты – от брака до системы общественного питания. «Новая экономическая политика» (НЭП) показала, что они, в целом, неплохо работали и без царя. «Нового», правда, там было с гулькин нос – типичный капитализм, хоть и с местными «наворотами». Ильф и Петров гениально прозрачно показали все парадоксы того времени в «Золотом теленке» и «12 стульях».

Но тогда зачем же, спрашивается, революцию делали? Непорядок. Поэтому надо было все сломать и построить красиво. Не все идеи были безнадежны, к примеру, появились интересные инженерно-архитектурные проекты, где кухня в домах вообще была не предусмотрена. Как и спальни с детскими. По замыслу, рабочие должны были дома проводить минимум времени. Для досуга, питания и отдыха предназначались большие общественные площадки. Но не прижилось – слишком ново и непривычно.

На фоне осмысленного строительства яркими красками заиграла звезда Иосифа Сталина. При всех своих недостатках как человека, он был отменным администратором и прекрасным кадровиком, мог подойти к решению вопросов комплексно, учтя мелочи.

Пролетариат – политическая база социализма – все еще был незначительной величиной на фоне крестьянской массы. Поэтому необходима урбанизация и индустриализация. Говоря проще, надо перегнать часть населения в города и дать им работу. А также обеспечить: досугом, жильем и питанием. Причем быстро.

Для решения вопроса был отправлен нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, один из лучших «в обойме» вождя народов.

Для решения вопроса был отправлен нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, один из лучших «в обойме» вождя народов.

Для пролетариата – 50 копеек

Анастас Микоян – цепкий, хваткий и умный армянин – не стал изобретать велосипед, а начал с изучения передового опыта. Как быстро и дешево накормить людей? Массовость нужна: единые технологии оценки, производства и стандартное меню – от Москвы до колхоза имени «Ильича».

В 1936 Микоян отправляется в Нью-Йорк, где изучает опыт организации уличной торговли: бигмаки, гамбургеры и другие хот-доги пришлись ему по вкусу. Но масштаб не тот, не большевистский. Доклад ушел на самый верх – к Сталину, и тот дал «зеленый свет» на реализацию. Полуподпольно, через другие страны были закуплены образцы оборудования, и на их примере развернуто собственное производство. Сегодня так Китай любит делать, но и здесь мы впереди планеты всей были.

За основу рациона были взяты «красные гамбургеры»:

  • булка разрезанная на два (ржаная),
  • котлета (из говядины, перемолотой с хлебом или горохом),
  • лист капусты (вместо салата),
  • горчица (много кетчупа производить не вышло).

Получилось вполне пристойно: сытно, просто в производстве – продукты местные, поставляются колхозами по фиксированной цене, и очень дешево для покупателя.

Уже к 1938 в СССР развернута огромная сеть точек быстрого питания «Горячие московские котлеты». Задолго до того, как Макдональдс скумекал, что брать надо массовостью, умница Микоян все уже сделал. Отчего же «Микоянцы» (наверное, буква М была бы красной?) не распространены по всему миру? Почему даже в СССР их никто не помнит?

Это уже не Сталин и даже не Микоян. Гордости и уважения к стране нет. К сожалению.

Это уже не Сталин и даже не Микоян. Гордости и уважения к стране нет. К сожалению.

Ответ прост и печален: Великая Отечественная война. Производственные мощности достались немцам, но у них не было сырья для производства, так и сгинуло оборудование вместе с идеей. Повторное создание кадровой армии после трагедии 1941 года обошлось народному хозяйству просто чудовищно дорого. Была введена карточная система, которая плавно переросла в талонную.

Со смертью Сталина перекос промышленности обрел угрожающую форму: все для ВПК и добывающей промышленности – крохи на товары народного потребления. Поздние советские вожди так и не поняли, как важно иметь свой «бренд». Вот и пала красная империя – не от танковых клиньев и ядерной бомбардировки, а от кока-колы, джинсов, журнала Плейбой. Что ж, другим наука.

31 января 1990 года. Советские люди штурмуют «чудо» - «первый» Макдональдс.

31 января 1990 года. Советские люди штурмуют «чудо» - «первый» Макдональдс.

Ссылка на первоисточник
наверх