Все его звали Шлитци. Настоящее имя этого забавного человечка было безвозвратно утрачено - не то Смит, не то Саймон. Место рождения? Он появился на свет где-то в штате Нью-Мексико, а может быть, и в Нью-Йорке. Год рождения? Скажем так: конец XIX - начало XX века.
О родителях Шлитци ничего неизвестно. Ведь и они, и его кровные родственники не были в восторге от появления этого ребенка на свет и никогда не интересовались его дальнейшей судьбой, а потому не афишировали себя.
Все дело в том, что Шлитци родился с микроцефалией - природа наградила его уродливой грушеобразной головой с огромными торчащими ушами, узеньким лбом, бессмысленной улыбкой и нескладной фигурой (рост Шлитци не превышал 1,22 метра). Плюс ко всему - маленький мозг и, как следствие, умственное развитие, остановившееся на уровне 3-4-летнего ребенка.
Восковая фигура Шлитци
Так бы и сгинул несчастный уродец в каком-нибудь приюте, если бы им не заинтересовался хозяин одного из бродячих цирков. Шлитци либо купили, либо просто забрали у родителей, оформили официальную опеку и решили попробовать его в одном из популярных в то время цирков уродов.
Как выяснилось, хозяева цирка не прогадали - выступал Шлитци отменно. Его появление на публике всегда вызывало смех, и причиной этого были не только внешний вид, но и умение человечка, как говорится, подать себя. Кстати, те, кто общался с маленьким уродцем достаточно близко, быстро убеждались, что он вовсе не так глуп, как это утверждают врачи. Шлитци прекрасно понимал, что от него требуется, работал добросовестно, часто импровизировал.
Успех его основывался еще на том, что самому Шлитци все это очень нравилось - ярмарки, карнавалы, иллюминация, толпы разряженных людей, и все они пришли посмотреть на него, на Шлитци. И он старался изо всех сил. Даже просто идя по улице и заметив, что на него смотрят, Шлитци мог тут же организовать целое представление. Возможно, он был напрочь лишен тех чувств, событий и переживаний, которые свойственны обычным людям.
Но сам он себя при этом не считал ни обычным, ни ущербным. Его жизнь была праздником, и это Шлитци долгое время полностью устраивало.
Очень скоро у Шлитци появился свой имидж «мальчика-девочки»: яркая и просторная гавайская рубашка или не менее яркое девичье платье, обритая наголо голова с крысиным хвостиком и незатейливым бантиком на затылке. В 1920-1930-е годы он выступал в самых разных коллективах и везде имел успех.
Но по-настоящему знаменитым на весь мир его сделал снятый в 1932 году фильм «Уродцы», где рассказывалось о таких как Шлитци - артистах, работающих в бродячих цирках, на ярмарках и в балаганах. Фильм насыщен великолепным юмором и тонкими шутками.
Актеры не вызывали жалости, наоборот, они воспринимались просто другими, отличными от обычных людей. Цель фильма - показать то, что красивый, физически полноценный человек - вот кто может оказаться настоящим, истинным «уродом» и негодяем.
Шлитци там играл самого себя, и хотя сам фильм вызвал много споров и в результате не только провалился, но и на 30 лет был запрещен к показу на территории Америки, Англии и Австралии, эта роль принесла микроцефалу всемирную славу. Шлитци стал профессиональным актером и после этого снимался еще в нескольких фильмах, правда, в ролях поскромнее.
В 1935 году с новоявленным актером близко познакомился дрессировщик, работавший в одном из процветающих цирков, Джордж Сёртис. Джорджу так понравился Шлитци, что он не просто взял над ним опеку, но даже дал ему свою фамилию.
Джордж относился к своему подопечному как к родному сыну. И потому, когда в 1965 году Сёртис умер, Шлитци впал в тяжелую депрессию. К тому же резко изменилась его жизнь - дочь и наследница Сёртиса понятия не имела, как обращаться с микроцефалом и что с ним делать вообще, а потому просто избавилась от него, определив Шлитци на государственный счет в психиатрическую больницу Лос-Анджелеса.
Для Шлитци настали действительно серые дни. Прежние опекуны ценили его, а потому маленький артист всегда был сыт, обут, хорошо одет и жил во вполне приличных, домашних условиях. В больнице же до него не было никому никакого дела. Он стал одним из «психов», пусть не буйных, но и никому не нужных пациентов -ведь за уход за ним никто не даст лишнего доллара.
Атмосфера праздника закончилась. Больше не было огней и наряженных толп. Никто не приходил посмотреть на выступления Шлитци, не аплодировал и не хвалил его. Микроцефал сутками сидел на грязном полу, забившись в угол палаты, бессмысленная, но добродушная улыбка больше не появлялась на лице. Жизнь постепенно покидала его тело.
Но чудеса случаются. Подрабатывавший санитаром в этой больнице шпагоглотатель Билл Ункс как-то узнал Шлитци и решил забрать его из психушки под свою ответственность. Так для микроцефала снова настал праздник. Теперь он не только снова выступал в уличных цирках Лос-Анджелеса, но и ездил с гастролями в Великобританию и на Гавайи.
Шлитци умер 24 сентября 1971 года в возрасте примерно 70 лет от пневмонии. В его свидетельстве о смерти записано, что его зовут Шлитци Сёртис, год рождения поставлен 1901-й, хотя это довольно спорная дата.
Его похоронили на кладбище в Роуланд-Хейте (штат Калифорния) в могиле для бездомных - на таких не ставят памятников и не пишут имен и дат жизни и смерти. Но через несколько десятков лет у Шлитци нашлись поклонники, которые собрали деньги, и в 2009 году на могиле микроцефала появился настоящий памятник.
Константин КАРЕЛОВ
Свежие комментарии