Шотландцы в бою с бурами у Бельмонта. Литография 1899 г.
О, если разум сохранить сумеешь,
Когда вокруг безумие и ложь,
Поверить в правоту свою – посмеешь,
И мужество признать вину – найдешь,
И если будешь жить, не отвечая
На клевету друзей обидой злой,
Горящий взор врага гасить, встречая,
Улыбкой глаз и речи прямотой,
И если сможешь избежать сомненья,
В тумане дум воздвигнув цель-маяк. ..
«Если». Р. Киплинг
Когда вокруг безумие и ложь,
Поверить в правоту свою – посмеешь,
И мужество признать вину – найдешь,
И если будешь жить, не отвечая
На клевету друзей обидой злой,
Горящий взор врага гасить, встречая,
Улыбкой глаз и речи прямотой,
И если сможешь избежать сомненья,
В тумане дум воздвигнув цель-маяк. ..
«Если». Р. Киплинг
Неизвестные войны. Итак, Вторая англо-бурская война началась. Две маленькие республики посмели бросить вызов империи, над которой уже тогда «никогда не заходило солнце». Да, они боролись за свою свободу, но… выступили в роли агрессора. С другой стороны, именно англичане, саботировавшие все мирные инициативы бурского правительства, и постоянно наращивавшие в Капской колонии численность своих войск, подтолкнули их к этому. То есть буры действовали с расчётом на быструю победу до прибытия основных сил Британской империи в Африку. Их удар в Европе был назван превентивным, поскольку было очевидно, что и Англия собирается на них напасть, так что мнения о том, кто больше прав, а кто меньше, тут разделились. Но сам факт того, что буры, именно буры напали первыми, отклонив ультиматум Британии, вызвал там настоящую бурю ура-патриотизма и шовинизма. Газеты были полны карикатурами на президента Крюгера, на которых его изображали в виде обезьяны, люди на улицах требовали покончить с «этими белыми дикарями», вставшими на пути цивилизации, словом, лучше всего ситуацию с началом войны в Африке описал всё тот же Луи Буссенар в своём бессмертном романе «Капитан Сорви-голова». Французы ещё со времён Столетней войны недолюбливали англичан, так что его книга пришлась более чем кстати. Она увидела свет в 1901 году, когда война ещё продолжалась, и… большинство россиян именно из неё-то про эту войну и узнавали. Но о том, что там правда, а что вымысел, мы поговорим как-нибудь потом. А пока речь у нас пойдёт о событиях сугубо военных – осадах и сражениях самого начала войны.
Итак, войска буров перешли границу британских владений 12 октября 1899 г. Относительно небольшой отряд численностью в пять тысяч человек под командованием генералов Кронье и Снимана взяли в осаду город Мафекинг. Тамошний британский гарнизон насчитывал всего 1250 человек, причём нерегулярных войск, и имел в своём распоряжении только лишь две пушки и шесть пулемётов. И этого оказалось достаточно, чтобы не пустить буров в этот город. Хотя… тут многое зависело и от одного единственного человека – коменданта «крепости» Мафекинг полковника Роберта Стефенсона Смита Баден-Пауэлла, который поставил под ружьё всех мужчин, а ещё впервые в истории войн организовал отряд юных разведчиков из мальчиков 12-14 лет. «Мальчишки Би-Пи» (так как подчинялись непосредственно Баден-Пауэллу) – так их называли в городе, проявили совсем не детскую стойкость, организованность и самую настоящую отвагу, доставляя письма через линию фронта, и занимаясь разведкой и наблюдением. Многие из них потом получили боевые награды. Добавим, что человек он был решительный и беспринципный. Так, в 1896 году он приказал казнить сдавшегося вождя Увини африканских повстанцев матабеле, хотя и обещал сохранить ему жизнь в случае его капитуляции.
Баден-Пауэлл. Фото 1896 г.
Многие считали этот факт его биографии позорным, но… он говорит лишь о том, что интересы британской короны он ставил выше собственной репутации. Кстати, он – белый, сумел организовать несколько внезапных нападений войск на местных аборигенов, за что тамошние негры дали ему прозвище «Импесса» — или «Волк, который никогда не спит». И британская корона оценила его усердие по достоинству: в 1901 году сразу же после снятия 217-дневной осады с Мафекинга он был произведён в генерал-майоры, а закончил жизнь и вовсе лордом! С таким человеком требовалось «держать ухо востро», но вместо того чтобы покончить с ним и со всей его «бандой» уже в ноябре, генерал Кронье ушёл из-под Мафекинга, оставив там всего лишь около двух тысяч человек, а наиболее боеспособные подразделения увёл под Кимберли.
Британская патриотическая открытка с портретом коменданта Мафекинга Баден-Пауэла
Генерал Кронье
Кимберли – город алмазных приисков, буры осадили уже 15 октября и там тоже находился гарнизон численностью около 2000 человек, это тоже были нерегулярные войска. Там, кстати, находилась и штаб-квартира Сесила Родса, бывшего премьер-министра Капской колонии. Уже одно то, что буры не сумели захватить эти города, вызвало в Англии настоящую волну ура-патриотизма. «Огромные силы буров сдерживает наш славный гарнизон, вместе с которым тяготы и ужасы осады стойко переносят женщины и дети!» – вот примерно такие заголовки публиковали в то время британские газеты, и, говоря по совести, в этом не было ни капельки лжи.
Битва при Эландслаагте 21 октября 1899 года. Шотландские гвардейцы
Чтобы деблокировать Кимберли, британское командование в ноябре 1899 г. направило к городу 1-ю пехотную дивизию, состоявшую из восьми батальонов и одного кавалерийского полка (общая численность 10 тыс. человек), при поддержке 16 орудий и одного бронепоезда. Британские войска завязали бои с бурами 23 ноября у станции Бельмонт, а 25 ноября — на Энслинских высотах. Численное превосходство было, естественно, на стороне британской армии, и ей удалось занять позиции противника, потеряв 70 человек убитыми и 436 раненными. Затем 28 ноября англичане атаковали уже основные силы буров под командованием самого Кронье у реки Моддер, где бурам также пришлось отступить. При этом англичане потеряли 72 убитыми и 396 ранеными.
Битва при Эландслаагте 21 октября 1899 года. Рисунок Уильяма Фредерика Мондриана. Здесь униформа шотландцев уже «смешанного» типа…
В декабре под Кимберли пришло подкрепление: 3-я Шотландская пехотная бригада, кавалерийский полк, а также батарея конной артиллерии и вдобавок ещё и четыре тяжёлых орудия. Уже 11 декабря англичане атаковали позиции буров в районе Магерсфонтейна, но… опять потерпели серьёзное поражение, а потери составили примерно 1000 человек.
19-ый Принца Уэльского гусарский полк Prince, сражавшийся под Ледисмитом 30 октября 1899 г. Рисунок Орландо Нори
На Натальском направлении бурам в том же октябре 1899 года удалось взять такие города, как Чарлстаун, Ньюкасл и Гленко. Город Ледисмит был также осаждён, а находившийся в нём отряд генерала Уайта блокирован. Попытка деблокировать город, предпринятая войсками генерала Р. Буллера, который с 31 октября стал командующим всеми британскими войсками, находящимися в Южной Африке, не удалась. Англичане потерпели поражение и в сражении при Коленсо 15 декабря.
Буры у 155-мм французского орудия 1899 г. 155-мм пушка фирмы «Шнейдер» (Ле-Крезо). Калибр: 155-мм. Вес ствола: 2490 кг. Вес в походном положении: 5490 кг. Типы снарядов: фугасный, шрапнель, картечь. Вес снаряда фугасного: 43 кг. Дальность стрельбы: 9000 м (в некоторых случаях 11 000 м)
Границу Капской колонии буры пересекли 1 ноября. Им удалось занять Наупорт и Стормберг, причём здесь их силы пополнились за счёт местных жителей, имевших голландское происхождение. Со стороны британских войск под командованием генерала Гатакра численностью 3-3,5 тыс. человек, при двух артиллерийских батареях и двух пулемётах, 10 декабря произвели атаку (причём без разведки!) позиций буров численностью 1700-2000 человек при трёх орудиях. Здесь, при Стормберге, они также были разбиты, при этом убитыми и ранеными они потеряли вроде бы не так уж и много людей: около 90 человек. Но зато более 600 британских солдат буры взяли в плен!
Очень показательная униформа британской пехоты Англо-бурской войны цвета хаки. Именно таким он тогда и был, а вовсе не жёлто-коричневым. Музей фузилеров Нортумберленда, расположенный в башне аббатства замка Алник в Алнике, Англия
Всё это было вроде бы прекрасно. Но… но затянувшаяся осада сразу трёх городов Мафекинга, Кимберли и Ледисмита сковала главные силы бурской армии, и вести дальнейшие наступательные действия они не решились.
Многим читателям ВО в прошлом материале о винтовках Англо-бурской войны понравился пробковый «колонизаторский» шлем, надетый на голову автора. Но… оригинальный шлем британской пехоты в Южной Африке был ещё красивее. Музей фузилеров Нортумберленда, расположенный в башне аббатства замка Алник в Алнике, Англия
Тяжёлое положение, в котором оказалась армия Британии в Южной Африке, потребовало решительных действий. В Южную Африку была начата массированная переброска войск. Поскольку у англичан не было собственных дальнобойных пушек, сравнимых по своим качествам с бурскими орудиями французского производства, было принято решение снять с крейсеров «Террибл» и «Пауэрфул» морские орудия, поставить их на импровизированные лафеты и колёса, и использовать в боях с бурами. Несколько таких дальнобойных орудий англичане по железной дороге сумели даже перевести в Ледисмит, и именно мощные снаряды, которыми они стреляли, не дали бурам возможности захватить город.
Остальные крейсерские орудия были использованы для поддержки наступления английских войск в провинции Наталь. В итоге к декабрю 1899 года англичанам удалось довести численность своих войск до 120 тысяч человек, причём к концу войны их стало уже 450 тысяч! Командовать войсками был назначен фельдмаршал Робертс. Под его командованием английские войска уже в феврале 1900 года смогли окружить и принудить к сдаче армию Оранжевой республики при Паадеберге, а затем деблокировать Кимберли 15 февраля 1900 года. 1 марта был деблокирован Ледисмит, но только лишь 17 мая удалось снять осаду с Мафекинга.
Униформа британских солдат в Трансваале, 1899 г.
Впрочем, даже потеря этого города для англичан никакой уже роли бы не сыграла, так как 13 марта 1900 года они заняли столицу Оранжевой республики город Блумфонтейн. 5 июня 1900 года британские войска вошли в столицу Трансвааля город Преторию. Таким образом, уже к сентябрю 1900 года война регулярных формирований в Южной Африке завершилась полной победой англичан. Ну а фельдмаршал Робертс, увенчанный лаврами победителя, передал командование генералу Китченеру и отправился в родную Англию.
Самый мой в детстве любимый рисунок на тему Англо-бурской войны из журнала «Нива» за 1899 год. Кем только не побывали у меня эти всадники, когда я их старательно перерисовывал: причём индейцами – прежде всего!
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии