На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 912 подписчиков

Свежие комментарии

  • thb68
    да ну!!! неужели взорвали. В советское время о таких находках сообщали "куда надо", те "кто надо" приезжали, место за...ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД "...
  • thb68
    ещё было бы хорошо хотя бы приблизительно показать как выглядели технологии ДВЦДорогами богов. О...
  • Татьяна Курочкина
    Они в западной хохляндии ВСЕГДА были такими☝🏻❗Только цензура советская умалчивала как сейчас "затирают" массовые пре...Зверское преступл...

“Тени исчезают в полдень”: 12 фактов о легендарном телесериале 

®oots (От Бобра всем добра)蝸牛そろそろ登れ富士の山
 

 Многосерийный телевизионный фильм «Тени исчезают в полдень», снятый легендарным тандемом Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, не нуждается в особом представлении. Вот уже 51 год картина не сходит с телеэкранов, а зрители, словно в первый раз, смотрят, сопереживая горестям и радостям жителей сибирской деревни Зеленый Дол.

Вот несколько фактов о съемках и судьбе этой знаменитой киносаги.

 Владимир Краснопольский и Валерий Усков.

 1. Роман «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова вышел в свет в 1963 году и стал очень популярным. Владимир Краснопольский и Валерий Усков узнали о нем благодаря случаю. Однажды во время лыжной прогулки в Подмосковье помогли девушке, подвернувшей ногу, добраться домой. Гостеприимная хозяйка подарила спасителям книгу Иванова в знак благодарности.

Писатель Анатолий Иванов.

2. Режиссеры были восхищены историей, изложенной в романе, и загорелись идеей экранизации. Сценарий по книге написал Арнольд Витоль, ранее адаптировавший для кино несколько произведений Михаила Шолохова. Писатель Анатолий Иванов выступил в качестве соавтора сценария, но ограничился лишь некоторыми правками. На тот момент Анатолий Степанович входил в состав руководства Союза писателей, поэтому с утверждением сценария проблем не было. Киностудия «Мосфильм» запланировала производство картины на 1970 год.

3. По рассказам режиссеров, средств им выделили достаточно. Снимали в павильонах, на натуре, использовали вертолеты и самолеты. Операторские группы возглавляли Петр Емельянов и Владимир Минаев.

Кадр из кинофильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г., режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, сценаристы Арнольд Витоль, Анатолий Иванов, композитор Леонид Афанасьев

4. Основную часть событий, по сюжету происходивших в сибирской деревне Зеленый Дол, снимали на Урале, под Свердловском (ныне Екатеринбург) – в поселках Сарана и Саргая, а также в заброшенной деревне Петуховка. Там же нашли скалу Аликаев камень, которая превратилась в Марьин утес. В этих отдаленных местах съемочная группа провела безвыездно несколько недель. Галина Польских, сыгравшая Клавдию, рассказывала, что продукты им доставляли на вертолете. Местные жители помогали, чем могли, иногда участвовали в массовых сценах.

5. Большую роль в создании необходимой атмосферы сыграла музыка, написанная Леонидом Афанасьевым. Это было его второе сотрудничество с режиссерами. Ранее для картины «Неподсуден» его порекомендовал Микаэл Таривердиев.

Композитор Леонид Афанасьев.

6. Большинство героев фильма сыграли малоизвестные актеры. После первых же проб на роль Марьи Вороновой утвердили 25-летнюю Нину Русланову, в багаже которой было 4 киноленты, включая «Короткие встречи» Киры Муратовой, но широкому зрителю актриса была неизвестна. Некоторых артистов режиссерам пришлось отстаивать перед руководством киностудии. Долго не утверждали Валерия Гатаева (Фрол) и Сергея Яковлева (Жуков/Морозов).

Нина Русланова (Марья). Кадр из кинофильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г., режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, сценаристы Арнольд Витоль, Анатолий Иванов, композитор Леонид Афанасьев

7. Больше всего возражений вызвала кандидатура Петра Вельяминова (Захар). Режиссеры увидели его в Свердловском театре драмы, куда пришли в поисках новых лиц. Руководство выступило против «неблагонадежного» исполнителя – Вельяминов был дворянского происхождения, девять лет провел в сталинских лагерях, к тому же не имел профессионального образования. Актерский состав, предложенный режиссерами, утвердили после того, как они в письменной форме пообещали – если получится плохо, переснимут фильм на собственные деньги с новыми артистами.

Элеонора Шашкова (Стеша) и Петр Вельяминов (Захар Захарович). Кадр из кинофильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г., режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, сценаристы Арнольд Витоль, Анатолий Иванов, композитор Леонид Афанасьев

8. Роль Пистимеи режиссеры предложили Татьяне Дорониной. «…Нужна была красивая русская женщина, которая бы всех очаровывала, а внутри была гнилой… Доронина такую сделала бы, она прекрасная актриса», – рассказывал Владимир Краснопольский. Однако на собеседование актриса пришла со своим видением образа, и он не совпал с режиссерским взглядом. В итоге Пистимею сыграла Александра Завьялова.

9. В съемках одного из первых телесериалов приняли участие около 90 артистов. Сюжет картины охватывал огромный промежуток отечественной истории – с начала двадцатого века до послевоенных лет. Чтобы уложиться в сроки, Краснопольский и Усков разделились и снимали параллельно двумя группами по четкому плану.

Александра Завьялова (Серафима Клычкова/Пистимея). Кадр из кинофильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г., режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, сценаристы Арнольд Витоль, Анатолий Иванов, композитор Леонид Афанасьев

10. Отснятого материала оказалось так много, что в пять запланированных серий он не умещался. Руководство «Мосфильма» разрешило сделать семь.

11. После просмотра картины худсовет предъявил список из 111 замечаний. Было понятно, что после правок фильм окажется совершенно другим. Неожиданную помощь съемочная группа получила в лице Энвера Мамедова, первого заместителя председателя Гостелерадио. На глазах присутствовавших он порвал список претензий и заявил, что картина принята.

Сергей Яковлев (Константин Жуков/Устин Морозов), Борис Новиков (Тарас Купи-продай), Валерий Гатаев (Фрол). Кадр из кинофильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г., режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, сценаристы Арнольд Витоль, Анатолий Иванов, композитор Леонид Афанасьев

12. Премьера телефильма «Тени исчезают в полдень» состоялась 14 февраля 1972 года. В апреле 1974 года его показали в кинотеатрах. Валерий Усков и Владимир Краснопольский говорили, что старались снимать так, чтобы зрители, читавшие роман, не разочаровались. Успех картины оказался ошеломительным и добавил популярности книге. «В результате после просмотра фильма в библиотеках все книги безвозвратно разобрали, а в магазинах их просто крали с прилавков», – вспоминал Краснопольский.

Кадр из кинофильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г., режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, сценаристы Арнольд Витоль, Анатолий Иванов, композитор Леонид Афанасьев

По материалам Ⓒ POFU

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх