Кажется, что всё вполне объяснимо. Взрослые люди точно знают, о чем идет речь. И, в зависимости от ситуации, говорят:
· либо: «А я что, сечку держал?»;
· либо: «Именно я свечу держал».
Первое означает, что человек не осведомлен о подробностях. Или, если он все же осведомлен, старается скрыть это, уйти от «допроса».
Второе – что человек хочет убедить всех в своей осведомленности, обратить на себя внимание и показать, что он-то точно знает, как было дело.Интересно, что относительно происхождения фразу есть целых три версии.

Древнерусская
Пусть она будет называться так.
Я очень сильно сомневаюсь, что кто-либо из современников знает, как там было у славян – до крещения. Но рассказывают, что свадьба включала в себя ряд ритуалов. В частности:
1. Под ложе, обустроенное для первой брачной ночи, клали важные предметы: кочергу, сноп ржи, мешок с мукой и можжевеловую веточку. Можно догадаться, что все эти вещи обеспечивали достаток, отгоняли нечисть и так далее, и тому подобное.
2. Постель старались сделать попышнее. Чем больше и выше была перина, тем лучше. Это всё не так важно. Интереснее, в рамках рассматриваемой темы, совсем другое. Об этом – в следующем пункте.
3. Часто в место, куда отдыхали молодые, и не только отдыхали, вламывались гости. Они пели скабрезные частушки, шутили на тему близости и так далее. Считается, что делали это, чтобы молодые не комплексовали. А освещение, понятное дело, было только свечным. И никаким другим.
Есть версия, что у двери оставался караулить кто-то из старших родственников жениха.
Отец или брат. Они не только подсвечивали помещение, но и следили. А за чем? Во-первых, чтобы у жениха всё получилось. Рассказывают, что, если парень не справлялся, то его место занимал кровный родственник. Род должен был продолжаться. А кто становился биологическим отцом – это не так важно было. Жених, его отец, его брат – разница не очень-то большая.Рассказывают, бывали случаи, когда невеста в темноте делала себе замену. Девушка сбегала от нелюбимого жениха, зачастую, с его согласия. А её место занимала другая молодая, которая и становилась женой. А куда деваться, если ночь вместе провели?!
Вот для этого якобы и нужен был человек со свечкой. Мужчина.
Когда же на Русь пришло православие, то за молодыми еще какое-то время подглядывали. Но делали это уже женщины – свахи или родственницы. Мужчин не допускали к наблюдению, чтобы ничего этакого не вышло.
Барская
Есть версия, что многие помещики ставили у входа в свои покои крестьянина со свечей. При этом знатные люди не боялись заниматься пикантными делами со своими женщинами. Женами или просто.
Почему не стеснялись? Во-первых, крепостные были, по сути, не людьми даже, а вещами. Хоть и говорят, что вещами считали только рабов. А крепостных мужиков все же за людей держали. Но далеко не все помещики.
Во-вторых, обычно подбирался надежный крепостной, который много знал о барине и барыне, но ничего никому не рассказывал. А зачем? Служба у него была сытная. «При дворе».
Ходили слухи, что некоторые крестьяне за своих помещиков исполняли некоторые обязанности. Есть даже анекдот такой:
барин отправился в покои со своей дамой, но оконфузился. Правда, помещик быстро нашелся. Он сказал своему крепостному со свечей: «Иди и сделай всё за меня, а я свечку подержу». Когда крепостной справился с задачей, барин горделиво заявил ему: «Ну, ты понял, как надо свечку держать?».
Анекдот анекдотом, а человек со свечей был, вероятно, необходим. Во-первых, потому что барину и барыне нужно было помочь раздеться. Снять сапоги, стянуть корсет и так далее.
Во-вторых, дома всё больше были деревянные. За огнем нужно было следить.

Французская версия
Она сводится к тому, что существует картина «Мессалина в каморке Лициски». Написал её не француз, а итальянец – Агостино Каррачии. Но французам она очень приглянулась. Сюжет там простой: в Древнем Риме мужчина и женщина сблизились, а рядом стоит хозяйка публичного заведения и держит свечу.
Французы, говоря: «Я не держал свечу», - намекают именно на этот сюжет.
Какая из версий верная – сложно сказать. Мне больше нравится про помещиков. Хотя последняя – наиболее утонченная, а первая – довольно логичная, учитывая верования славян.
Есть три варианта, из которых можно выбрать. Фраза явно зародилась настолько давно, что теперь уж никто точно не сможет сказать, как там было на самом деле.
Свежие комментарии